Прес-центрНовини26 сессия Донецкого областного совета...
Новини

26.03.2024, 14:15

Уряд ухвалив важливі зміни щодо виплат переселенцям

Інші новини

13.03.2024, 11:35

Про онлайн курс « Декларуйся»

26.02.2024, 15:15

Тренінг на тему: TONE FROM THE TOP: ефективний антикорупційний менеджмент в організації

15.02.2024, 13:40

Саміт міст та регіонів при Раді Європи в місті Монс

07.02.2024, 15:10

Рада продовжила воєнний стан до 13 травня 2024 року

26 сессия Донецкого областного совета

28 січня 2010 року, 12:00

Сегодня под председательством главы облсовета Анатолия Близнюка состоялась 26 сессия Донецкого областного совета пятого созыва.

В сессии приняли участие председатель Донецкой облгосадминистрации Владимир Логвиненко, начальники комиссий облсовета и управлений облгосадминистрации, руководители городов и районов региона.

С основным вопросом «Об обеспечении финансирования экономического и социального развития Донецкой области в 2009, 2010 годах» выступил председатель облсовета А.М. Близнюк.

Приводим полную версию доклада:

В связи с продолжающимся экономическим кризисом в 2009 году объем промышленного производства Донецкой области по сравнению с предыдущим годом снизился почти на 22%. Индустрия региона оказалась отброшенной на семь лет назад. За все годы независимости более существенное падение производства было зафиксировано лишь в 1994году – 27%.

Несмотря на замедление спада производства к концу года, сокращение объемов наблюдается на предприятиях всех основных видов промышленной деятельности региона. Наибольшие темпы снижения произошли в машиностроении – почти на 42%.

Из-за сложной конъюнктуры внешних рынков сбыта и сокращения внутреннего спроса производство металлургической продукции уменьшилось на 24,6%.

Падение производства сопровождалось ухудшением финансового состояния предприятий. За 11месяцев 2009 года мы имеем отрицательный финансовый результат в сумме 2,8 млрд.грн. В результате в госбюджет было перечислено только 2,5млрд.грн. налога на прибыль, что составляет меньше половины прогнозных показателей. Всего мы недополучили в консолидированный бюджет 5 млрд. 381 млн. гривень. Против 19 млрд. прошлого года - 13 млрд. этого года. Для сравнения я скажу, что это – больше, чем половина бюджета города Донецка или 3 бюджета Черновицкой области, это только мы недодали.

Негативная ситуация в реальном секторе экономики отразилась на рынке труда и жизненном уровне населения. Численность работающих на промышленных предприятиях сократилась на 11%.

При номинальном росте среднемесячной заработной платы на 5%, реальная заработная плата уменьшилась на 10,6%.

В такой социально-экономической ситуации Правительство, не понимая всей ее сложности и бездарно управляя страной, подорвало основы существования самого государства – его правовую и бюджетную систему.

Впервые за всю историю независимой Украины органы Госказначейства, в нарушение Конституции и ряда законов Украины переступили права местных бюджетов и вместо того, чтобы автоматически проводить кассовое обслуживание, стали распоряжаться их средствами без ведома и согласия собственников. Сейчас об этом уже открыто заявляют практически все регионы Украины, а некоторые готовы обратиться по этому поводу в судебные органы.

В конце прошлого года для каждого местного бюджета и главного распорядителя средств было откровением, когда при наличии денег на счетах органы госказначейства без пояснения причин отказывались проводить расчеты по незащищенным статьям расходов. Оплачивались только заработная плата, энергоносители, с задержкой проводились расходы на медикаменты и питание в больницах и школах, все остальные платежи зависали в воздухе.

В свою очередь, ни Правительство, ни Министерство финансов, которые должны быть гарантами стабильности бюджетной и финансовой системы, не приняли необходимых мер по урегулированию ситуации.

Напрашивается вывод, что органы казначейства действовали по негласному указанию самого Правительства, ведь длительное «ручное управление», неработающая экономика, предвыборные бюджетные реверансы целевым регионам Украины со «своим» электоратом и отдельным предприятиям привели к параличу бюджетной системы.

А чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре и всячески убеждать с экрана, что кризис заканчивается, и дефолта в стране нет, пришлось решать возникшие проблемы любыми, даже незаконными методами за счет изъятия средств местных бюджетов. Вот конкретные факты: местным самоуправлением области предъявлено к платежам 227 миллионов гривен, фактически оплачено 41 миллион. И вот такая система оплаты: формируется здесь реестр, отправляется в Киев, а в Киеве уже неизвестно кто распоряжается платить или не платить. Так, на 25 января не заплачено 3 миллионов стипендий, 13 миллионов за энергоносители, 19 миллионов «детских» денег, 10 миллионов - на безработицу, 15 – на регресс и многое другое. Всего оплатили 18%. На следующий день предъявлено на 249 миллионов, из них фактически оплачено 115 миллионов. При этом на Центр занятости ни копейки, заработная плата, выплаты социального характера – ни копейки. Вчера – 213 миллионов предъявлено к оплате, оплачен 101 миллион, 112 миллионов осталось не оплачено.

Такая позиция Кабинета Министров и Министерства финансов ставит под угрозу выполнение органами местного самоуправления своих обязательств по обеспечению жизнедеятельности громад.

Проблемы с отсутствием бензина не дают возможность организовывать оперативную медицинскую помощь, осуществлять подвоз учеников в школу, обеспечивать работу коммунальщиков при сложных погодных условиях. Практически невозможно проводить культурные и спортивные мероприятия, учебно-тренировочные спортивные занятия, под угрозой сохранение музейных фондов из-за перспективы снятия с охраны областных музеев. Неоплаченными остаются договора на уже проведенные новогодние и рождественские праздники для детей-сирот. И этот список можно продолжать.

В части капитальных расходов, которые тоже заморожены с конца прошлого года, нарастают значительные социальные проблемы.

Кредиторская задолженность по капитальным расходам на строительство и ремонтные работы создала цепочку из невыплаты заработной платы работникам подрядных организаций, неперечисления налога с доходов физических лиц в местные бюджеты, взносов в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования, а также других обязательных платежей.

О лихорадочных попытках Правительства закрыть бюджетные проблемы любыми способами свидетельствует еженедельное, а в последние числа года – почти ежедневное - размещение краткосрочных и среднесрочных облигаций внутреннего государственного займа с максимальным уровнем доходности от 25% до 32%.

Для коммерческих банков выгоднее покупать облигации госзайма и выдавать живые деньги Правительству под государственные гарантии, чем кредитовать реальный сектор экономики. Таким образом, точечно закрывая дыры в государственном бюджете, Правительство не оставляет экономике средств для восстановления в период кризиса, а декабрь прошлого года и ситуация с казначейским обслуживанием местных бюджетов – это самое яркое проявление начала разрушительных процессов в финансовой системе страны.

Первые тревожные сигналы грубого вмешательства Кабинета Министров в тонкий бюджетный механизм, который складывался и налаживался годами, мы почувствовали в июле 2009 года, когда протокольным решением Правительства угледобывающим госпредприятиям была дана возможность отсрочки платежей по отчислениям в местные бюджеты и фонды социального страхования. Это делалось с благородной целью не допустить роста задолженности по заработной плате шахтерам.

В первую очередь предприятия должны были направлять средства, полученные из госбюджета и от реализации угольной продукции, на выплату заработной платы своим работникам.

Но в результате, при снижении задолженности по зарплате на предприятиях угольной отрасли почти на 55 млн.грн., задолженность только в основные социальные фонды – Пенсионный и фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве - увеличилась почти на 700 млн.грн. При этом местные бюджеты недополучили 72 миллиона налога с физических лиц.

Поэтому на сегодняшний день остаются невыплаченными регрессы в сумме 56,6 млн.грн. или 58% от потребности, остается не выплаченной сумма одноразовой помощи потерпевшим на производстве и членам их семей в размере 15,2млн.грн., снизилась обеспеченность собственными средствами на выплату пенсий с 65% в 2008 году до 52 % в 2009 году.

Несмотря на разрешение Кабмина отсрочивать платежи в местные бюджеты, угольные предприятия в основном перечисляли налоги в местные бюджеты. Однако в шахтерских городах ситуация достаточно сложная, особенно сейчас, об этом скажут мэры шахтерских городов. Бюджетных ресурсов с учетом инфляционных процессов в 2010 году в основном будет хватать только на выплату заработной платы и защищенные статьи расходов. Финансировать приоритетные программы развития городов практически невозможно.

Финансовая система, в том числе бюджетная не терпит «ручного режима» управления. Предвыборная президентская кампания отвлекла внимание «пересічного» украинца от того, что в стране до сих пор не принят Закон о Государственном бюджете.

Но если нет принятого бюджета, то система не работает, и мы опять будем иметь волюнтаристское управление Правительства и Министерства финансов, которые будут решать на какие расходы в первую очередь направлять средства, которых явно не будет хватать всем, судя по ситуации. Крайними, как всегда, будем мы.

И наша задача – защитить местное самоуправление от политической целесообразности и правового нигилизма Правительства, свидетелями которых мы уже стали в 2009 году, и не дать возможность фактически лишить местные бюджеты собственных средств. Для этого нам нужно инициировать открытие отдельных корреспондентских счетов в казначействе для каждого региона. Чтобы в случае заимствования государством средств местных бюджетов все происходило на прозрачной юридической договорной основе с определенной ответственностью.

Кроме того, в большей степени в угоду МВФ, чем на основе уточненных Минэкономики прогнозных макропоказателей, Кабмин установил дефицит сводного бюджета на 2010 год для разработки нового проекта госбюджета на уровне 32,6млрд.грн., тогда как поданный в парламент 15сентября проект предусматривал дефицит сводного бюджета 51,4млрд.грн. Но ведь экономика в 2010 году лучше работать не будет, а учитывая долги, еще более усугубится критическая ситуация.

Учитывая продолжающийся предвыборный процесс, Премьер-министр решила «позаигрывать» с органами местного самоуправления нижнего уровня - сельскими, поселковыми, городскими советами - и распорядилась вынести на публичное обсуждение проект госбюджета-2010 и изменения в Бюджетный кодекс. По мнению, Премьер-министра Украины эти важные для страны документы должны получить не только поддержку Правительства, но и всенародную поддержку в Украине.

В то же время даже в украинской конституции, как и в десятках конституций стран мира, вписана статья 74: «Референдум не допускается относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии».

Тем более что в реальном выражении это чистая профанация. Премьер утверждает, что благодаря новому Бюджетному кодексу и новому госбюджету-2010, «села, селища та міста України розквітнуть». А на самом деле что получит, к примеру, отдельно взятый сельский совет Донецкой области.

По проекту госбюджета с учетом изменений в Бюджетный кодекс, местных бюджетов в Донецкой области будет 404, из них 386 получат дополнительные источники доходов за счет децентрализации средств государственного, областного и районных бюджетов.

Покажу на примере перераспределения средств специальных фондов областного бюджета – дорожного и экологического. В цифрах сводного бюджета области это порядка 379 млн.грн.

То есть иначе как популистскими, заявления Премьера о том, что с новым бюджетом на села и поселки « нападуть гроші », не назовешь.

Вместе с тем Правительством ведется избирательная политика в отношении развития регионов. Под лозунгом «Сильна громада – сильна держава» Кабинетом Министров подписываются договора с областными советами о региональном развитии, при этом рассмотрение проблемных вопросов реализации нашего соглашения на заседании Кабинета Министров трижды в течение года переносилось, но так и не состоялось.

Уже заключены договора со Львовской и Волынской областями, которые, по мнению главы Правительства, являются не только организационными документами, но и четкими финансовыми инструментами.

Однако, Соглашение с Донецким областным советом почему-то не отвечает критериям Премьера, а если быть точным, то ее приоритетам. И даже если со всеми областными советами, как обещает Юлия Владимировна, будут установлены договорные отношения, судьба нашего соглашения не изменится.

Прекрасно понимая такое отношение Правительства, в конце декабря, мы подали в административный суд иск о признании противоправной бездеятельность центральных органов исполнительной власти в части исполнения своих договорных обязательств.

Однако, в Соглашении в большей степени предусмотрено решение региональных проблем, в то время как подготовка к Евро-2012 является общегосударственной задачей. В рамках целевой программы подготовки к чемпионату государство не выполняет своих обязательств по финансированию вообще. Если бы те деньги, которые были выделены на строительство взлетно-посадочной полосы вовремя, то уже год бы эта полоса работала. Мы все свои обязательства выполняем, но, к сожалению даже те 200 миллионов, которые мы с вами выделили на строительство нового аэровокзального комплекса, заблокированы на казначейских счетах. То есть они и сами не платят, и нам не дают оплачивать.

Все вышесказанное вызывает у нас очень серьезную озабоченность не только по поводу обеспечения жизнедеятельности местного самоуправления и территориальной громады области, но и сохранения национальной безопасности и основ бюджетно-финансовой системы страны.

В этой связи областным советом подготовлены обращения:

В Генеральную прокуратуру Украины с просьбой организовать проверки фактов нарушения бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении в части запрета вмешательства госорганов в процесс исполнения местных бюджетов и принять предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.

в Верховную Раду Украины с просьбой создать временную следственную комиссию для выяснения нарушения Конституции Украины и бюджетного законодательства в сфере казначейского обслуживания местных бюджетов;

В Кабинет Министров Украины с требованием принять экстренные меры по недопущению разбалансировки местных бюджетов с целью выполнения бюджетных обязательств государства и нормативно предусмотреть ответственность органов Госказначейства за ненадлежащее расчетно-кассовое обслуживание местных бюджетов.

Кризис и неэффективное управление страной показали, что существующая система централизации полномочий опасна для государства. Как никогда становится понятна необходимость реформирования системы местного самоуправления. Мы обращаемся ко всем областным советам и администрациям, политикам и чиновникам: «Нам нечего делить. Мы живем в одной стране, у нас одна общая судьба. Не запугивание друг друга, не политические манипуляции, а только совместная, согласованная работа спасут Украину».


Пресс-центр