Прес-центрНовиниЗаседание президиума Всеукраинской ассоциации...
Новини

11.04.2024, 06:40

Проводиться XVІІ Всеукраїнський конкурс шкільних малюнків "МОЇ ПРАВА-2024"

Інші новини

06.04.2024, 07:15

Публічні консультації

26.03.2024, 14:15

Уряд ухвалив важливі зміни щодо виплат переселенцям

13.03.2024, 11:35

Про онлайн курс « Декларуйся»

26.02.2024, 15:15

Тренінг на тему: TONE FROM THE TOP: ефективний антикорупційний менеджмент в організації

Заседание президиума Всеукраинской ассоциации

22 лютого 2011 року, 12:00

Председатель постоянной комиссии Донецкого областного совета по вопросам административно-территориального устройства и регионального развития Николай Загоруйко рассказал об участии в заседании президиума Всеукраинской ассоциации местных и региональных властей, которое прошло в Киеве в минувшую пятницу.

В заседании принимали участие председатели и заместители председателей областных советов Украины. Донецкий областной совет представлял Н.Н. Загоруйко. Также в работе принимали участие представители Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины, эксперты программы ПРООН, представители ассоциации городов и сел Украины.

«Главный вопрос, который мы обсуждали на заседании президиума Всеукраинской ассоциации – предстоящая административно-территориальная реформа. Не секрет, что именно эта тема уже долгое время будоражит как общественность, так и правящие круги. Принципиальным продолжает оставаться вопрос, что же должно быть первичным в будущем - областные и районные советы со своими исполкомами или еще более укрепленные местные государственные администрации. До сегодняшнего дня это предмет острейших дискуссий. Всеукраинская ассоциация со своими членами активно включилась в них, результатом должна стать выработка единой концепции административно-территориального развития и представление ее Президенту», - рассказывает Николай Загоруйко.

«В итоге мы приняли решение о необходимости создания рабочей группы, которая будет заниматься разработкой единой концепции. С учетом предложений членов ассоциации данную концепцию мы хотим представить Президенту уже в марте текущего года. Так что работать придется интенсивно. В ходе заседания высказывались различные мнения, приводилась масса примеров. Но, что я для себя вынес, все чаще и чаще озвучивалась идея необходимости изучения польского опыта в выработке данной концепции. Думаю, что в новый проект войдет очень многое из опыта этой страны», - резюмировал председатель постоянной комиссии Донецкого областного совета по вопросам административно-территориального устройства и регионального развития Николай Загоруйко.

Для справки:

В ходе заседания участники мероприятия рассмотрели следующие вопросы:

Польский опыт организации местного самоуправления

По мнению подавляющего большинства экспертов, одной из наиболее успешных польских реформ является реформа местного самоуправления.

Сутью реформы была децентрализация государства – то есть, децентрализация власти и средств, а также ответственности – люди получили возможность самим определять приоритеты своего развития, и решать проблемы, с которыми они могут справиться. Жители почувствовали, что действительно могут влиять на происходящее в их городе или регионе. Сегодня основные услуги, обеспечивающие жизнь человека, предоставляются местным самоуправлением. Ему также принадлежит большинство имущества, ранее принадлежавшего государству. Самоуправление явилось подлинной школой демократии для государственных элит, но также самого общества.

Создание самоуправления стало толчком экономического и социального развития – в девяностые годы в Польше было построено в десять раз больше сетей водопроводов и канализации, чем за предыдущее десятилетие.

Реформы местного самоуправления Польши:

С первого января 1999 года введено трехуровневое территориальное деление, в соответствии с которым Польша делится на 16 воеводств, 308 сельских повятов и 65 городских (города на правах повятов), 2489 гмин.

Воеводство – самая крупная территориальная единица; повят – территориальная единица второй ступени; в его состав входят несколько гмин; гмина – основная территориальная единица.

Во всех вышеназванных единицах территориального деления действуют представительные органы территориального самоуправления. Это избираемые на всеобщих выборах сроком на 4 года.

На уровне гмины и повята нет совмещенной правительственной администрации. На уровне воеводства действует самоуправление воеводства и совмещенная, а также несовмещенная правительственные администрации.

На сегодняшний день, согласно Конституции Польши, территориальное самоуправление выполняет публичные задачи, не закрепленные Конституцией или законами за органами иных публичных властей. Конституция определяет для органов местного самоуправления весь круг задач или полномочий, которые явно не установлены для органов власти иных уровней.

Самоуправление воеводства.

Воеводство является самой крупной единицей территориального самоуправления и региональным самоуправляющимся сообществом, которое в силу закона образуют жители воеводства.

Воевода является представителем правительства в воеводстве.

Средняя величина воеводства – 2, 4 млн человек населения. На воеводу возложены 4 основные задачи: 1) политико-представительская – представитель Правительства в регионе; 2) надзор над территориальным управлением в воеводстве; 3) обеспечение общественного правопорядка и коллективной безопасности; 4) контроль за использованием государственной собственности.

Кроме воеводы существуют также т.н. «объединенная» и «необъединенная» правительственные администрации.

Название связано с критерием объединенности и необъединенности данных институтов с институтом воеводы. Воевода связан с этими органами, поскольку является региональным органом правительственной администрации. В регионах существуют также органы правительственной администрации, которые не подчиняются воеводе, например, налоговая администрация.

Органы самоуправления воеводства не являются органами надзора или контроля по отношению к повяту и гмине, а также не являются органами высшей инстанции в административной иерархии.

Самоуправление воеводства определяет стратегию развития воеводства. Оно выполняет задачи воеводского характера в следующих областях: образование (в том числе высшее), санитарно-просветительная работа и здравоохранение, общественная безопасность, обороноспособность.

Органами самоуправления воеводства являются: воеводский сеймик и правление воеводства.

В состав сеймика входят депутаты, избираемые на четырехлетний срок. Воеводский сеймик принимает устав воеводства, его бюджет, избирает и отзывает воеводское правление, выносит решения по имущественным вопросам воеводства, по выпуску облигаций и получению займов.

Воеводское правление является исполнительным органом воеводства. Оно состоит из 5 человек. Председателем правления является маршал воеводства. Воеводское правление выполняет задачи воеводства, входящие в круг деятельности воеводского самоуправления и не отнесенные к компетенции воеводского сеймика. Правление выполняет решения воеводского сеймика и распоряжается имуществом воеводства.

Воеводство имеет право вести международное сотрудничество. Приоритеты этого сотрудничества определяет воеводский сеймик. Сотрудничество воеводства с региональной общественностью других стран должно осуществляться в соответствии с польским внутренним законодательством, внешней политикой государства и его международными обязательствами в пределах задач и компетенции воеводства. Воеводство может также участвовать в международной деятельности региональных учреждений и объединений. Однако проекты соглашений о региональном сотрудничестве, равно как и проекты решений о вступлении в международные региональные объединения могут приниматься только с согласия министра иностранных дел, полученного через воеводу.

На территории воеводства функции исполнительной администрации осуществляют: воевода, подчиненные ему руководители совмещенных служб и служб инспекции и охраны, органы необъединенной администрации, органы территориального самоуправления, а также подотчетные старосте руководители повятовых служб инспекции и охраны, задачи и компетенции которых определены законами.

Самоуправление повята.

На более низких уровнях административного деления страны похожая ситуация имеет место на уровне повята – там также действуют органы правительственной необъединенной администрации. Однако на уровне повята они связаны со старостой повята, который является органом не правительственной администрации, а территориального самоуправления.

Жители повята образуют на основании закона местное самоуправляющееся сообщество. Это сообщество и соответствующая территория составляют повят. Повят выполняет от собственного имени и под собственную ответственность предусмотренные законами публичные задачи. Его самостоятельность подлежит судебной защите. Повят как единица основного территориального деления охватывает все территории граничащих друг с другом гмин или всю территорию города на правах повята. Городом на правах повята является город, насчитывающий свыше 100000 жителей, а также город, который с 31 декабря 1998 года перестал быть местом нахождения воеводских властей. Повят должен охватывать по возможности однородную по поселенческой и пространственной структуре и по общественным экономическим связям территорию.

Повят выполняет публичные задачи, выходящие по своему характеру за пределы гмин, в следующих областях: народное образование, санитарно-просветительная работа и здравоохранение, социальная помощь, семейная политика, помощь инвалидам, общественный транспорт и дороги, культура и др.

Жители повята принимают решения всеобщим голосованием в ходе повятовых выборов и референдумов или через органы повята. Этими органами являются: повятовый совет и правление повята.

К полномочиям Совета повята относятся издание актов местного права, выбор и отзыв повятового правления. Совет принимает также решения по вопросам герба и флага повята.

Повятовое правление является исполнительным органом повята. В его состав входят: староста как председатель правления, Самоуправление гмины. Гмина – это очень старое название, которое мы находим во многих европейских языках, хотя, в зависимости от той или иной страны, акцентируется тот или иной аспект понятия. Понятие гмины включает в себя 3 основных аспекта: 1) гмина как территория – это основная единица территориального деления страны; 2) гмина как население: гмина – это самоуправляемое местное сообщество; 3) гмина как учреждение, где каждый гражданин может решать свои вопросы.

В Польше насчитывается около 2, 5 тысяч гмин. Самые маленькие гмины насчитывают менее 2, 5 тыс. человек, а самой крупной является гмина, насчитывающая 1,8 млн человек. Средняя сельская гмина насчитывает 7 тысяч жителей, и этого количества достаточно для того, чтобы основать систему распределения публичных задач на гминах. Гмина обладает наиболее сильной позицией среди других единиц самоуправления, и именно с гминами связано выполнение всех основных публичных задач, которыми занимается территориальное самоуправление.

Законом установлено, что жители гмины образуют самоуправляющееся сообщество. Гмина выполняет общественные задачи от своего имени и под собственную ответственность.

Гмина может создавать вспомогательные административные единицы.

Круг действия гмины охватывает все публичные дела местного значения, которые законом не отнесены к компетенции других субъектов. К собственным задачам гмины относится удовлетворение нужд и потребностей сообщества. Эти задачи охватывают, в частности: благоустройство территории, распоряжение земельными площадями и охрану среды, гминные дороги, улицы, мосты, площади, а также организацию дорожного движения. К собственным задачам гмины относятся также такие вопросы, как: водопроводы и водоснабжение, поддержание порядка, общественный транспорт, здравоохранение и другие вопросы.

Для выполнения своих задач гмина может создавать организационные единицы, в том числе предприятия, и заключать договоры с другими субъектами. Гмина может заниматься хозяйственной деятельностью, выходящей за пределы задач общественно полезного характера, исключительно в случаях, предусмотренных особыми законами.

Жители гмины принимают решения на основе всеобщего голосования в ходе выборов и референдумов или через органы гмины. Референдум может быть проведен также по любому вопросу, имеющему важное значение для гмины. Он проводится по инициативе совета гмины или по требованию 10% жителей, имеющих право голоса. Референдум считается действительным, если в нем приняло участие не менее 30% жителей, имеющих право голоса.

Органом, принимающим в гмине решения и осуществляющим контроль, является гминный совет.

Совет может насчитывать от 15 до 100 депутатов.

Для осуществления контроля за деятельностью правления гмины совет учреждает ревизионную комиссию, которая следит за выполнением гминного бюджета.

Исполнительным органом гмины является правление гмины.

Местными представителями Совета министров на территории Республики Польша являются воеводы.

Воевод столько, сколько воеводств, то есть 16. Им подчиняется правительственные администрации на территории отдельных воеводств. Чиновники, находящиеся в подчинении воевод, а также чиновники, работающие в центральных учреждениях и министерствах, образуют корпус гражданской службы - политически независимую администрацию, реализующую административные задачи. Возглавляет корпус гражданской службы председатель Совета министров.

Пресс-центр