Прес-центрНовиниРеализация региональной инновационной политик...
Новини

11.04.2024, 06:40

Проводиться XVІІ Всеукраїнський конкурс шкільних малюнків "МОЇ ПРАВА-2024"

Інші новини

06.04.2024, 07:15

Публічні консультації

26.03.2024, 14:15

Уряд ухвалив важливі зміни щодо виплат переселенцям

13.03.2024, 11:35

Про онлайн курс « Декларуйся»

26.02.2024, 15:15

Тренінг на тему: TONE FROM THE TOP: ефективний антикорупційний менеджмент в організації

Реализация региональной инновационной политики

01 жовтня 2010 року, 12:00

Вчера в Доме ученых прошел семинар «Региональная инновационная политика в Украине и Европейском Союзе: опыт разработки и реализации».

С основным докладом на тему «Реализация региональной инновационной политики в Донецкой области: опыт, проблемы и перспективы» выступил заместитель председателя Донецкого областного совета Владимир Ишков.

Приводим полную стенограмму выступления В.Н. Ишкова:

Сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Донецкой области в 90-х годах, накопленные проблемы, требовали принятия неординарных решений стратегического характера, которые бы дали новый импульс комплексному сбалансированному развитию экономики и социальной сферы Донецкой области.

Обеспечить экономический рост региона было возможно лишь путем сохранения существующего научно-технического потенциала, преодоления ресурсозатратного характера производства за счет его технологического обновления и повышения конкурентоспособности продукции, привлечения инноваций и развития наукоемких производств.

В этой связи Донецкий областной совет и областная государственная администрация в 2000году определили стратегической целью своей деятельности формирование инновационной модели развития экономики региона.

Эффективное решение поставленной задачи потребовало концентрации усилий на двух дополняющих друг друга направлениях деятельности:

-разработке инновационной программы научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года, базирующейся на отечественных разработках;

-формировании инвестиционной привлекательности региона с целью частичной модернизации промышленного комплекса на основе зарубежных и отечественных технологий.

Принятый по инициативе области в 1998 году Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» гарантировал субъектам хозяйствования определенные налоговые и таможенные льготы при условии реализации в приоритетных для региона видах экономической деятельности инвестиционных проектов на сумму свыше 1,0 млн.дол.США

В результате в течение 1998-2006 годов было одобрено 188 инвестиционных проектов на общую сумму 3,9 млрд.дол.США, из них - 63 с участием иностранных инвесторов на сумму свыше 845 млн.дол.США.

Благодаря действию Закона в период с 2003 по 2005 год значительно возросла активность отечественных инвесторов, что приостановило отток капитала за границу и содействовало созданию новых и обновлению действующих производств.

Следует отметить, что по 85 проектам были созданы новые предприятия с новыми производственными мощностями.

Основная часть проектов – 107 - на сумму 2,0 млрд.дол.США - реализовывалась в базовых отраслях промышленности. Из них 13 проектов основывались на внедрении инновационных технологий.

В процессе реализации инвестиционных проектов было создано более 23,6 тыс. рабочих мест и сохранено 37 тыс. имеющихся.

Наиболее наглядно результаты функционирования специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области могут быть представлены в виде соотношения следующих показателей.

В течение 1999-2004 годов за счет реализации инвестиционных проектов в СЭЗ и на ТПР было обновлено 4,3% производственных фондов области. Причем этими фондами обеспечивалось более 15,6% объема реализации промышленной продукции и 27,0% поступлений в бюджет.

Кроме того, деятельность предприятий в специальном режиме инвестирования способствовала оживлению работы свыше 2 тыс. предприятий-смежников.

Как показала практика, региональный закон о СЭЗ и ТПР в Донецкой области в редакции 1998-2004гг. прекрасно регламентировал условия государственно-частного партнерства и обеспечивал быстрое экономическое развитие области.

Одновременно с реализацией регионального закона о СЭЗ и ТПР Донецкая облгосадминистрация совместно с Национальной академией наук Украины в течение 2000-2002 годов, при участии широкого круга научных организаций региона и ведущих специалистов промышленных предприятий, разработала первую в Украине региональную программу инновационного развития – Программу научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года (далее – Программа-2020).

По согласованию с Министерством образования и науки Украины с 2004 года Программа-2020 является региональной программой научно-технического и инновационного развития Донецкой области.

Реализация Программы требовала соответствующего организационно-экономического механизма.

С учетом зарубежного и отечественного опыта в течение 2002-2003 годов была сформирована организационная структура управления Программой, включающая в себя:

на областном уровне

-Региональный совет по вопросам науки и технологий;

-рабочую группу по организации взаимодействия науки и производства;

-структурное подразделение облгосадминистрации, которое координирует реализацию Программы (в настоящее время – Главное управление регионального развития, привлечения инвестиций и внешнеэкономических отношений облгосадминистрации);

на местном уровне (города и районы)

Важным шагом поэтапного внедрения инновационной модели развития региона стала разработка планов инновационного развития на среднесрочную перспективу для 45 территорий области (в 28 городах и 17 районах областного подчинения).

Основная цель разработки планов – определение направлений и путей комплексного сбалансированного развития производительных сил и, прежде всего, рационального использования местных сырьевых ресурсов, производственного, научно-технического и трудового потенциала территорий.

Сформированная в 2000-2003 годах база научно-технических проектов (более 460), включенных в Программу-2020 показала высокий инновационный потенциал отечественных научных разработок, возможность создания на их основе конкурентных промышленных технологий в металлургии, машиностроении, энергетике, транспорте, здравоохранении.

Первым подтверждением правильности выбранного пути развития стала в 2004 году Первая межотраслевая выставка «Наука – производству». По ее результатам Министерство экономики поручило направить Программу-2020 всем областям Украины с целью разработки своих программ инновационного развития.

Высокий уровень новизны разработанных инновационных технологий также подтверждается при участии в международных выставках и форумах, например в Международном форуме «Высокие технологии XXI века», который проходит в Москве.

Ежегодно с 2008 года Донецкий областной совет представляет на Форуме 15-16 наиболее перспективных проектов из 460, поданных в Программу-2020.

В первый раз в 2008-м многих удивило уже то, что наука в Донецкой области еще существует.

Но уже в 2009-м одна из разработок НТЦ«Реактивэлектрон» НАН Украины «Композиционные порошки-инструменты для финишной магнитоабразивной обработки изделий» была награждена медалью. Эти порошки используются ведущими производителями машин и оборудования Германии и Швейцарии (Мерседес, Бальцер и др.).

А в этом году, участвуя в престижном конкурсе, мы были отмечены медалью (проект Института физико-органической химии и углехимии им.Л.М.Литвиненко НАН Украины по выведению камней из почек без хирургического вмешательства), и высшую награду - серебряную статуэтку Святого Георгия, которую получил Донецкий национальный технический университет за технологию бурения скважин на шельфе морей. За 14 таких статуэток боролись более 400 претендентов.

Не остался без внимания разработанный в Донецком физико-техническом институте им.А.А.Галкина контактный термограф для ранней диагностики онкологических заболеваний, который может применяться в маммологии, гинекологии, урологии, эндокринологии и костной онкологии.

И еще одно подтверждение высокой инновационности проектов Программы-2020.

В странах Евросоюза законодательно запрещено применение изделий электронной техники, включающих свинецсодержащие материалы. Лучшие выпускаемые сегодня пьезоэлектрические материалы (преобразователи и так далее) содержат свинец (у него хорошие производственные характеристики), найти альтернативу которому для ученых Старого Света - задача номер один.

В НТЦ«Реактивэлектрон» НАН Украины создали бессвинцовую пьезокерамику, которая по пьезочувствительности в четыре раза (!) превосходит лучшие образцы свинецсодержащей керамики соответствующего назначения.

Можно сказать, что, еще не входя в Евросоюз, мы помогаем решать общую задачу!

Имеются также примеры коммерческого интереса со стороны крупных международных компаний.

В 2008 году с китайской фирмой «Энглер Энтерпрайсис» был подписан контракт стоимостью в несколько миллионов долларов на продажу лицензии на использование технологии получения высоко-качественных слитков высокореакционных металлов (титана, хрома, ванадия) и сплавов на их основе (разработка Донецкого национального технического университета).

И это только очень небольшая часть того инновационного потенциала, который представляют проекты Программы-2020.

В целом спрос на технологические инновации со стороны отечественных предприятий остается низким и не соответствует условиям достижения устойчивого экономического роста. В общем количестве промышленных предприятий области инновационно активные составляют только 9,6%.

Так, в 2009 году наиболее восприимчивыми к нововведениям были предприятия по производству кокса и продуктов нефтепереработки (42,9% общего количества предприятий отрасли), машиностроения (20,1%), металлургического производства и производства готовых металлических изделий (16,3%), производства прочей неметаллической минеральной продукции (13,2%).

Почти половина инновационно активных предприятий создавали и внедряли новые или значительно усовершенствованные виды продукции.

В производство были внедрены 132 инновационных вида продукции, из которых 27% – машины, оборудование, аппараты, приборы. При этом 42% видов инновационной продукции создавалось предприятиями машиностроения, 25% – металлургии.

В 2009году объем реализованной инновационной продукции составил 7,4 млрд.грн., или только около 6% общего объема реализованной в области промышленной продукции.

Для сравнения:

в развитых странах доля инновационной продукции достигает 40% и более.

Необходимо отметить, что первые два этапа Программы были направлены на создание экономических и инфраструктурных основ перехода к инновационной модели развития (2002-2005), а также формирование новых сфер спроса на новейшие научно-технические достижения (2006-2010), поэтому в части инновационной активности не очень эффективны.

Третий этап Программы (2010-2020) наиболее важный, предусматривает кардинальное технологическое перевооружение основных экономически значимых секторов производства и увеличение доли современной конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Начало третьего этапа Программы для области очень символично: 2010 год объявлен «Годом инноваций».

Мы ставили для себя главную цель - создать на региональном уровне среду, стимулирующую инновационный подход во всех сферах жизнедеятельности.

Очень важно, что в обществе происходят изменения понимания сути инноваций, как сугубо технического понятия, до уровня инновационного стиля мышления и жизни.

Обсуждения на форумах позволили сформулировать основные причины низкой активности отечественных предприятий по внедрению инновационных технологий.

Одним из главных препятствий является неопределенность действующего в Украине законодательства в части передачи технологий, разработанных в государственном секторе, в частный.

Учитывая, что большинство отечественных технологий создается в институтах Национальной и отраслевых академий наук Украины, отсутствие действенных экономических механизмов передачи новых технологий приводит к невостребованности бизнесом отечественных, гипертрофированному трансферу иностранных технологий и дополнительным трудностям при выходе отечественных технологий на международный рынок.

В этой связи представляется выгодной перспектива применения в Украине механизмов государственно-частного партнерства, призванного стимулировать бизнес к участию в финансировании приоритетных для государства инновационных проектов.

Однако общей универсальной модели стимулирования и развития национальной инновационной системы не существует. Наиболее эффективным инструментом повышения инновационной активности являются налоговые льготы, которые используют все большее число стран мира. Если в 1996 году данная форма стимулирования применялась 12-тью, то в 2006 году – 19-тью странами ОСЭР (Организация экономического сотрудничества и развития), а также рядом быстро растущих развивающихся стран, включая Китай.

Есть страны, которым удалось резко активизировать инновационное развитие за счет серьезной ставки на льготное налогообложение. Например, Республика Корея и Сингапур используют так называемые налоговые каникулы для наукоемкого бизнеса (нулевая ставка налогообложения), способные продлится на 20 лет.

В проекте Налогового кодекса Украины, который в настоящее время уже доработан Правительством и будет рассмотрен Верховной Радой Украины, предусмотрены специальные режимы налогообложения для субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты на основе энергосберегающих, экологически чистых и высоких технологий.

Вместе с тем, положительный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности в других странах подтверждает необходимость увеличения периода налоговых каникул, в частности по налогу на прибыль.

С целью минимизации рисков государства относительно снижения объема налоговых поступлений возможен апробированный вариант специального режима инвестиционной деятельности, который применялся на территориях приоритетного развития в Донецкой области. Таким образом, предлагается увеличить период льготирования прибыли инновационного предприятия еще на три года при условии снижения ставки налога на 50% в этом периоде.

Кроме того, целесообразно также освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Украины оборудования для реализации инвестиционного проекта, а не предоставления простого векселя со сроком погашения в течение года.

Украина может и должна быть странной с инновационной экономикой.

Материалы для презентации

Пресс-центр