Прес-центрНовиниВ Донецкой области внедряются новые формы под...
Новини

26.03.2024, 14:15

Уряд ухвалив важливі зміни щодо виплат переселенцям

Інші новини

13.03.2024, 11:35

Про онлайн курс « Декларуйся»

26.02.2024, 15:15

Тренінг на тему: TONE FROM THE TOP: ефективний антикорупційний менеджмент в організації

15.02.2024, 13:40

Саміт міст та регіонів при Раді Європи в місті Монс

07.02.2024, 15:10

Рада продовжила воєнний стан до 13 травня 2024 року

В Донецкой области внедряются новые формы поддержки малого бизнеса

22 жовтня 2012 року, 10:30

(191012)-3.jpgВ специализированном выставочном центре «Эксподонбасс» прошел V-ый Международный инвестиционный саммит.

 

Одной из тем, поднятых в ходе саммита, стала поддержка малого бизнеса.

Решением сессии Донецкого областного совета от нашей области на Всеукраинский конкурс проектов и программ развития местного самоуправления был направлен проект создания бизнес-инкубаторов для помощи малому и среднему бизнесу.

 

Об этой и других актуальных проблемах и инициативах областного совета в сфере поддержки предпринимательства рассказал на саммите заместитель председателя Донецкого областного совета Александр Кравцов.

 

Приводим полный текст доклада:

 

«Уважаемые участники инвестиционного саммита!

Свою презентацию, которая посвящена поддержке малого бизнеса, я бы хотел начать с короткого экскурса в суть вопроса: зачем предпринимателю «поддержка» и в каких формах она ему может быть оказана.

Итак, предприниматель, который проявил инициативу и вложил труд, капитал, природные ресурсы в создание или развитие собственного бизнеса выполняет ряд важных общественных функций. Во-первых, в случае успеха он может стать производителем товаров и услуг, то есть полноправным участником общественного производства, внося свою лепту в формирование ВВП страны или региона. Во-вторых, он выполняет при этом социальную функцию, являясь налогоплательщиком и участником государственных целевых фондов, а также обеспечивая самозанятость и занятость наемных работников. В-третьих, его продукт или услуга могут носить инновационный характер, то есть прямо или косвенно стимулировать других участников рынка улучшать свое производство, оборудование, бизнес-процессы.

Предпринимательская инициатива всегда сопряжена с риском: экономическим, социальным, политическим. Мудрая власть всегда стремится снизить риски предпринимателя и открыть ему дорогу к созданию общественных благ. На сегодняшний день в разных государствах опробовано уже множество форм стимулирования предпринимательской инициативы. В совокупности эти формы получили название специального режима инвестиционной деятельности, который власть создает для субъектов, реализующих социально-значимые проекты.

Формы специального режима инвестиционной деятельности проявляют разную эффективность для крупного, среднего и малого бизнеса. Так, для крупного и, возможно, среднего бизнеса, готового вкладывать значительные ресурсы наиболее подходящими формами специального режима инвестиционной деятельности будут свободные экономические зоны, территории приоритетного развития, а также техно-, научно- и индустриальные парки. При таких формах поддержки предпринимателю на определенных условиях предоставляются налоговые каникулы, ввозимое оборудование освобождается от уплаты таможенной пошлины и НДС.

Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется как путем солидарного инвестирования через различные фонды, так посредством разнообразных организаций типа бизнес-инкубаторов.

В 1998 году Донецкая область вышла с инициативой принятия Закона Украины «Про спеціальні економічні зони та спеціальний режим інвестиційної діяльності в Донецькій області». Таким образом планировалось преодолеть негативные последствия закрытия предприятий угольной промышленности.

Ожидалось, что предоставление налоговых льгот в приоритетных отраслях активизирует процесс технического перевооружения промышленного комплекса области, будут созданы новые рабочие места, улучшится благосостояние населения.

Сегодня, анализируя достигнутые результаты, можно сказать, что ожидания оправдались.

В рамках действия Закона было одобрено 188 инвестиционных проектов на общую сумму 3,9 млрд. долл. США. 63 проекта реализованы с участием иностранных инвесторов из 24 стран мира на сумму более 845 млн. долл. США. Наибольшие иностранные инвестиции пришли из Германии, США, Кипра, Нидерландов Великобритании.

107 проектов на сумму 2 млрд. долл. США реализованы в базовых отраслях промышленности, из них 13 проектов предусматривали внедрение инноваций.

Более 80 проектов предусматривали создание новых предприятий с новыми производственными мощностями.

За 5 лет с 1999 по 2004 гг. за счет реализации инвестиционных проектов в СЭЗ и на ТПР было обновлено 4,3% основных производственных фондов области. Инвестиционная деятельность предприятий в специальном режиме способствовала оживлению работы более 2 тыс. предприятий-смежников, прежде всего в строительстве.

Наша страна имеет прогрессивные наработки в вопросах создания специального режима инвестиционной деятельности: нормативно-правовую базу, успешный опыт реализации инвестиционных проектов в разнообразных формах такого режима.

Однако, в 2005 году мы фактически остановили функционирование СЭЗ и ТПР в Украине.

Вместе с тем, в настоящее время в Китае находится свыше двух тысяч зон развития, общая площадь которых составляет половину площади Донецкой области. Зоны развития диверсифицированы по типам и являются прямым свидетельством открытости китайской экономики для иностранных инвесторов.

Только одна СЭЗ «Чжухай» в Китае насчитывает около 5 тысяч предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство. 80% капитала являются инвестициями из Гонконга, Макао и Сингапура (EssoMobil, British Petroleum, Siemens, Carrefour и Matsushita). Предприятия фокусируются на развитии высоких технологий и тяжелой промышленности (электроника, компьютерное оборудование, биотехнология, фармацевтика, машиностроение и нефтехимическая промышленность).

Следует отметить, что в СЭЗ и ТПР реализовывали проекты, в основном, предприятия крупного и среднего бизнеса. В частности, например, ст. 14 Закона Украины «Про спеціальні економічні зони та спеціальний режим інвестиційної діяльності в Донецькій області» предусматривала льготы по налогообложению прибыли на территориях приоритетного развития только для инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 1 млн. долл. США.

Кроме того, существовала довольно сложная административная схема одобрения инвестиционных проектов, пройти которую субъекту малого и даже среднего бизнеса было практически не возможно.

Безусловно, для субъектов МСП должны быть созданы другие условия и институты поддержки.

22 марта 2012 года был принят Закон Украины № 4618-VI «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине».

Данный закон определил основные правовые и экономические принципы государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. В частности, одним из основных направлений должно стать развитие инфраструктуры поддержки МСП (Ст.4, п.5).

Законом определены органы, которые обеспечивают развитие малого и среднего предпринимательства в пределах своих полномочий – местные государственные администрации, органы местного самоуправления (Ст.5, п.1).

Закон определил, что государственная поддержка субъектов МСП в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров и кадров ведения бизнеса осуществляется через создание и развитие сети бизнес-инкубаторов.

Согласно статистическим данным, развитие малого бизнеса в Украине и Донецкой области имеет отрицательную динамику. Как видно на слайде, количество малых предприятий на 10 тыс. населения сократилось по отношению к 2006 году: Украина:  2006 год - 72, 2011 год – 63; Донецкая область: 2006 год – 61, 2011 год – 54.

Например, в Киеве на 10 тыс. населения приходится 250 малых предприятий, на которых работает около 400 тыс. человек. Это рекорд для нашего государства.

Количество работников предприятий малого бизнеса в Донецкой области снизилось в сравнении с 2008 годом со 171 тыс. человек в 2008 году до 148 тыс. человек в прошлом году.

Нужно констатировать, что вклад малых предприятий в экономику области довольно мал. С одной стороны, это связано с преобладанием крупного бизнеса. С другой стороны, статистика хозяйственной деятельности малых предприятий пока что не совершенна.

В 2011 году 27,4% трудящихся на малых предприятиях были заняты в торговле, ремонте автомобилей и бытовых изделий. Еще 21,8% оказывали услуги, а также сдавали имущество в аренду. В производственных отраслях с высокой добавочной стоимостью (промышленности, строительстве и сельском хозяйстве) была занята только третья часть всех трудящихся малых предприятий Донецкой области.

Для сравнения, во Франции доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 50%, в России – 23%, в Украине реальный вклад таких предприятий в экономику не превышает 15%.

С другой стороны. Если считать, что средняя фондовооруженность труда на крупных предприятиях, например, черной металлургии, превышает 100 тыс. долл. США/1 чел., то для трудоустройства 148 тыс. наемных работников на крупных предприятиях необходимы инвестиции порядка 15 млрд. долл. США. Для содержания такой армии безработных понадобится более 300 млн. грн. ежемесячно.

Государству экономически выгодно развивать сегмент малых предприятий, поскольку при минимуме бюджетных расходов они обеспечивают занятость значительной части населения. Кроме того, с развитием и укреплением малых предприятий будет возрастать и их вклад в ВВП, как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Так в Российской Федерации поставлена амбициозная цель увеличить долю МСП в валовом внутреннем продукте с нынешних 23% до 40% к 2020 году. Вот уже 10 лет функционирует Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», которая имеет 81 региональное отделение от Калининграда до Камчатки.

Как ни странно, но развитие малого и среднего предпринимательства  выгодно крупному бизнесу. Поскольку этот сегмент составляет экономическую основу аутсорсинга непрофильных функций крупных предприятий.

Ведь малые предприятия эффективно могут выполнять различные сервисные функции: от уборки административных и производственных помещений, до ремонта основного технологического оборудования. Им под силу также выпуск комплектующих и тары, транспортно-экспедиторские услуги.

Поэтому во всем мире развивается движение бизнес-ангелов, то есть представителей крупного бизнеса, которые готовы вкладывать собственные средства в развитие бизнеса малого.

 

В Европе бизнес-инкубаторы создаются из расчета 1 инкубатор на 50-75 тысяч населения, а в старопромышленных регионах их количество в 2 раза больше.

В настоящее время в Украине, по информации Минэкономразвития и торговли в 2011 году функционировали 66 бизнес-инкубаторов.

В Донецкой области зарегистрировано 5 бизнес-инкубаторов. Фактически работает два: Донецкий и Мариупольский – на базе высших учебных заведений.

В одной только Киевской области бизнес-инкубаторов больше, чем во всей восточной Украине.

По данным недавно проведенного Украинской ассоциацией бизнес-инкубаторов и инновационных центров (УАБИИЦ) мониторинга деятельности бизнес-инкубаторов, их численность оказалась значительно меньше и составляет лишь 16 реально работающих бизнес-инкубаторов.

Опыт последних лет показывает, что в развитии и бизнес-инкубаторов, и малого бизнеса в целом заинтересованы, в первую очередь, муниципальные власти. Они наиболее восприимчивы к новым формам и методам стимулирования развития малого бизнеса и охотно изучают передовой опыт по этой тематике.

В Донецкой области принята «Региональная стратегия развития малого и среднего бизнеса до 2016 года», также «Региональная программа поддержки малого предпринимательства на 2011-2012 годы»

В 2010 году было создано коммунальное предприятие «Донецкий областной координационный центр поддержки предпринимательства», которое является исполнителем региональной программы поддержки малого бизнеса.

Программой предусмотрено создание областного бизнес-инкубатора, основной задачей которого является создание условий для успешного стартового развития малых предприятий, реализующих проекты в приоритетных направлениях.

Участникам бизнес-инкубатора на льготных условиях будут предоставляться помещения для размещения миниофиса, средства связи, компьютерная и оргтехника, предоставляться комплекс офисных услуг (секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых), а также будет открыт совместный доступ к информационным базам данных.

Приоритетные направления бизнес-проектов в рамках областного бизнес-инкубатора:

  • Интернет-разработки и разработка программного обеспечения;
  • ОСМД, обслуживание инженерных сетей;
  • Производство (инновационные технологии в производстве);
  • Образовательные услуги (курсы, тренинги и т.д.);
  • Разработка и внедрение энергосберегающих технологий;
  • Сельскохозяйственные предприятия, фермерства;
  • Предоставление местных туристических услуг;
  • Рекламные, PR-услуги;
  • Франчайзинговые, вендинговые направления бизнеса.

 

Участники бизнес-инкубатора будут отбираться на конкурсной основе. Алгоритм бизнес-инкубирования состоит из семи последовательных этапов:

После объявления конкурса потенциальный участник подает заявку, приходит на встречу, где обговариваются условия и возможности, которые может предоставить ему бизнес-инкубатор. Потенциальный участник может пройти обучение по составлению бизнес-плана и, непосредственно, получить помощь в его разработке бизнес-плана. Проходит промежуточную оценку. При необходимости, пакет документов дорабатывается и выносится на рассмотрение конкурсной комиссии. После конкурсного отбора с участником заключается договор и он приступает к реализации своего бизнес-плана. По окончании бизнес-инкубирования он должен быть способен к самостоятельному ведению бизнеса.

Период инкубации участника будет составлять от 1 до 2-х лет. За этот период предприниматель должен пройдет путь от создания бизнеса до фазы «зрелости», что будет подразумевать возможность к самостоятельной деятельности.

Бизнес-инкубатор планируется разместить в здании областной коммунальной собственности по ул. Университетская, 13, на 8 этаже, где первоначально будет отведено 220 кв.м общей площади. Это позволит создать 24 рабочих места.

Что касается стоимости и расчета услуг по организации мини-офиса в бизнес-инкубаторе, на начальном этапе аренда рабочего места будет составлять 388 грн., включая в себя компенсацию коммунальных услуг – 338 грн. и услуги связи и Интернета – 50 грн. Но пользоваться участники бизнес-инкубатора будут всем перечнем услуг, включая мебель, оргтехнику, консультационные, секретарские услуги и обучение в бизнес-школе.

2 года инкубации предполагается разбить на ряд этапов, на которых будет происходить поэтапный рост стоимости пребывания участника в бизнес-инкубаторе.

 

Основные показатели результативности проекта по созданию областного бизнес-инкубатора:

  1. Создание новых рабочих мест
  2. Увеличение поступлений в бюджеты всех уровней
  3. Активизация предпринимательской инновационной деятельности
  4. Привлечение внутренних инвестиций в экономику области
  5. Усиление кооперации между предприятиями области

Реализация проекта позволит сформировать работоспособный алгоритм создания  бизнес-инкубаторов в Донецкой области.

Сейчас нами ведутся подготовительные работы с Донецким городским бизнес-инкубатором о создании Донецкой областной ассоциации бизнес-инкубаторов, что позволит систематизировать работу по расширению сети в Донецкой области.

В наших планах – за 5 лет создать сеть из 15-20 бизнес-инкубаторов с общей численностью инкубируемых 400-600 субъектов.

Деятельность ассоциации позволит нам привлечь международную финансовую помощь для решения технических вопросов в процессе создания новых бизнес-инкубаторов».

Пресс-служба