Прес-центрНовиниО библиотеках, языке и бизнес-инкубаторе...
Новини

11.04.2024, 06:40

Проводиться XVІІ Всеукраїнський конкурс шкільних малюнків "МОЇ ПРАВА-2024"

Інші новини

06.04.2024, 07:15

Публічні консультації

26.03.2024, 14:15

Уряд ухвалив важливі зміни щодо виплат переселенцям

13.03.2024, 11:35

Про онлайн курс « Декларуйся»

26.02.2024, 15:15

Тренінг на тему: TONE FROM THE TOP: ефективний антикорупційний менеджмент в організації

О библиотеках, языке и бизнес-инкубаторе

06 серпня 2012 року, 09:30

1 августа состоялась 13-я сессия Донецкого областного совета депутатов 6-го созыва. В повестке дня были заявлены 23 вопроса, среди которых особое обсуждение вызвали решения, касающиеся бюджетного финансирования и социально-экономического развития области. Также заседание сессии не обошлось и без ожидаемых сюрпризов. Подробнее обо всех актуальных решениях 13-й сессии читайте далее в обзоре «Вестей».

Как спасти библиотеки Донетчины?

В первую очередь на заседании сессии депутаты приняли программу «Развитие публичных библиотек Донецкой области на 2012-2015 годы». С докладом на эту тему выступил начальник управления культуры и туризма облгосадминистрации Николай Пташка.

«Сегодня в области работают 690 публичных библиотек, в том числе 3 — областные, 687 библиотек содержатся за счет бюджетов городов и районов области, из них 362 — расположены в сельской местности. Кроме того, организовано 363 пункта библиотечного обслуживания. В области функционируют 39 централизованных библиотечных систем, объединяющих 564 библиотеки, 123 — самостоятельные библиотеки. В фондах публичных библиотек сосредоточено 17,5 млн. экземпляров документов, ежегодно публичные библиотеки обслуживают более 1 млн. жителей области, которым выдается около 22 млн. экземпляров документов. Общее количество посещений библиотек составляет 7 млн. 406 тыс. в год. Из общего количества публичных библиотек 226 имеют компьютеры, 233 — копировально-множительную технику, 171 — доступ к сети Интернет. В библиотеках области работают 48 интернет-центров. Всего в библиотеках области насчитывается 921 компьютер. Объем собственных электронных библиографических баз данных составляет более 2 млн. 413 тыс. записей, в том числе 1 млн. 260 тыс. записей в электронных каталогах», — так чиновник обрисовал основные положительные аспекты развития библиотечного дела в области. Затем он перешел к негативным реалиям состояния отрасли библиотек.

«Хроническое недофинансирование библиотечной отрасли из местных бюджетов привело к тому, что 35,5% библиотек не отапливаются (60,2% — в сельской местности), 25,7% библиотек требуют капитального ремонта (25,4% — в сельской местности), только 8% сельских библиотек телефонизированы. Большинство библиотек, особенно на селе, не имеют современного мультимедийного оборудования, мебели, охранных и противопожарных систем. Подавляющее количество библиотек не соответствует нормативам размещения компьютерной техники. Строительство новых библиотек не ведется. Состояние информационно-документных ресурсов публичных библиотек области не соответствует современным информационным потребностям общества. Фактически фонды библиотек, особенно в сельской местности, на 70% укомплектованы устаревшей литературой. Количество новых поступлений на одного жителя ежегодно составляет лишь 0,05 экземпляра на одного пользователя — 0,2 экземпляра печатных и электронных изданий. На удовлетворение читательских потребностей из областного бюджета и бюджетов городов и районов области в среднем выделяется 1 грн. на одного жителя и 4,22 грн. на одного пользователя. Эти показатели заметно отличаются от международных стандартов.

Медленными темпами происходит автоматизация библиотек области, особенно в сельской местности. Сегодня компьютеры имеют 32,8% библиотек, доступ к сети Интернет — 24,8%, в сельской местности компьютерами оборудованы лишь 6,1% библиотек, а доступ к сети Интернет имеют только 4,7% сельских библиотек. Большинство учреждений не обеспечены современной копировально-множительной техникой. Оборудование библиотек современной техникой осуществляется в основном за счет средств областного бюджета и поступлений от проектной деятельности. Кроме этого, существует и проблема обеспеченности библиотечной отрасли профессиональными кадрами. Из общего количества библиотечных работников области 30,5% не имеют специального библиотечного образования, более 50% имеют стаж более 20 лет, существует потребность в привлечении молодежи к библиотечной профессии», — рассказал начальник управления культуры и туризма облгосадминистрации Николай Пташка.

Также в своем докладе керманыч областной культуры определил пути выхода из сложившейся ситуации, ссылаясь на разработанную программу: «Укрепление материально-технической базы библиотек позволит создать комфортные условия для обслуживания пользователей: капитальные ремонты будут осуществлены в 76 библиотеках, текущие — в 150 библиотеках, 20 библиотек расширят площадь помещений, обновление библиотечного оборудования и мебели будет способствовать созданию дополнительных мест в читальных залах. В результате реализации программы количество библиотек, имеющих компьютерное оборудование и доступ в Интернет, должно увеличиться до 350. Бюджетное финансирование в полном объеме, привлечение внебюджетных средств позволит обновлять библиотечные фонды ежегодно более чем на 500 тыс. новых книг, периодических и электронных изданий. Совершенствование профессионального уровня библиотечных работников, повышение квалификации, приток молодых кадров в библиотеки области, увеличение специалистов в библиотечной отрасли до 90% должно способствовать формированию инновационного кадрового потенциала».

Прогнозируемые объемы финансирования программы на 2012-2015 годы составляют 165 млн. грн., из которых 59 млн. грн. — из государственного бюджета,19 млн. грн. — из областного бюджета, 77 млн. грн. — из местных бюджетов, 10 млн. грн. — другие источники.

Языковой вопрос на закуску

Кроме этого, 121 депутат принял решение по таким важным вопросам, как «О региональной программе «Развитие публичных библиотек Донецкой области на 2012-2015 годы», «О внесении изменений в решение областного совета от 23.02.2012 №6/9-219 «О Программе экономического и социального развития Донецкой области на 2012 год и основные направления развития на 2013 и 2014 годы», «О  внесении изменений в решение  областного  совета  от  28.12.2011 №6/8-197 «Об областном бюджете на 2012 год», «О создании коммунального учреждения «Донецкая областная детско-юношеская спортивная школа для инвалидов» и «О проекте «Создание бизнес-инкубатора регионального уровня».

Что касается последнего вопроса, то заместитель председателя областного совета Александр Кравцов следующим образом прокомментировал необходимость создания бизнес-инкубатора регионального уровня. «Предлагается утвердить проект инкубатора для участия во Всеукраинском конкурсе проектов и программ развития местного самоуправления. Бюджет проекта составляет 1 млн. 194 тыс. грн. В случае победы на его реализацию будет выделено 565 тыс. грн. из государственного фонда местного самоуправления. Это первый проект, который Донецкий областной совет отправляет на участие во всеукраинском конкурсе проектов и программ развития местного самоуправления. Создание такого инкубатора необходимо потому, что в последнее время количество предпринимателей малого и среднего бизнеса существенно уменьшилось, и мы хотим противодействовать этой негативной тенденции».

Также на 13-й сессии 6-го созыва присутствовал народный депутат Вадим Колесниченко, выступивший в завершение заседания перед депутатами облсовета с разъяснениями относительно горячо обсуждаемого на Украине языкового закона. Местные депутаты в свою очередь приняли заявление в поддержку закона «Об основах государственной языковой политики».

Все основные решения сессии и другие, важные для региона вопросы корреспонденту «Вестей» прокомментировал председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук.

О бюджете и социально-экономическом развитии

Основные изменения в бюджете Донецкой области на 2012 год касаются увеличения межбюджетного трансфера областному совету на 1 млрд. 355 млн. грн. за счет субвенций из госбюджета. Практически вся эта сумма идет на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, которая поставлялась для населения. Также хотелось бы подчеркнуть, что на сессии было принято решение об увеличении финансирования проекта местного развития на 7,8 млн. грн. То есть итоговая цифра, выделенная областным советом на программу развития проектов местного развития по городам, районам, селам и поселкам, составит 17,8 млн. грн., и еще более 7 млн. грн. будет привлечено за счет средств городских, районных советов, спонсорской помощи, а также личных сбережений граждан, которые изъявили желание участвовать в реализации таких проектов.

К сожалению, на сегодняшний день примерно по 20 городам области плановые показатели не достигнуты и имеется недовыполнение бюджета. Хотя если посмотреть на бюджет Донецкой области в целом, то у нас он выполнен и даже перевыполнен на 2,5%. Но у нас, согласно закону, даже нет возможности перераспределить эти средства. Поэтому если мы говорим в целом, то выполнение бюджета есть, но если мы посмотрим в разрезе городов и районов, то там, конечно, существует недовыполнение и связано это в основном с тем, что не поступают налоги с доходов физических лиц, потому что где-то производство временно приостановлено или сокращено, а это все снова-таки связано с кризисом мировой экономики, и мы, как можем, пытаемся бороться с этими проблемами. Однако стоит отметить, что на 46 млн. грн. в этом году снизилась задолженность по заработной плате. Так что есть и положительные тенденции развития экономики.

О языке

Это не решение сессии областного совета. Это обращение депутатов облсовета к президенту Украины, Верховной Раде и народным депутатам о поддержке закона «Об основах государственной языковой политики». Обращение депутатов областного совета показывает, что депутаты поддерживают языковой закон независимо от фракций и политических сил. Хочу обратить внимание, что в Донецкой области проживают более 130 национальностей, поэтому когда закон будет окончательно принят, это станет отдельной темой для обсуждения, для того чтобы мы могли определиться, как правильно его применять, исходя из многонационального состава жителей Донецкого региона.

О бизнес-инкубаторе

Кроме всех прочих вопросов социально-экономического развития, мы в том числе должны развивать малый и средний бизнес. Создание бизнес-инкубатора — это один из первых шагов для поддержания малого и среднего бизнеса, так как там будут оказаны услуги по предоставлению в аренду площадей и  консультированию по законам Украины, регулирующим предпринимательскую деятельность. Думаю, мы будем освещать в СМИ все те проекты, которые будут участвовать в работе бизнес-инкубатора, чтобы все могли посмотреть на эффективность именно такого метода работы. Создание подобных структур — это сегодня мировой опыт. И по сути дела в регионе должно быть очень много таких вот бизнес-инкубаторов.  Однако в связи с тем, что у нас нет такого опытного образца, мы должны считать это решение первым шагом, для того чтобы определиться в эффективности дальнейшей работы в направлении поддержки предпринимательства. Потому что, действительно, во всем мире очень большая ставка делается на малый и средний бизнес, и если посмотреть на последние тенденции, которые происходят в Донецкой области, то крупный бизнес в связи с мировыми процессами экономического кризиса идет на спад. Поэтому именно в создании и помощи возрождения малого и среднего бизнеса я тоже вижу одну из основных задач работы областного совета.

О ЖКХ

В определенный период времени для разрешения имеющихся в области жилищно-коммунальных проблем в регионе принимались различные решения от централизации и до децентрализации. Так, если говорить о водоснабжении области, то ранее было принято разделение водоканалов по регионам, по районам и по городам для того, чтобы хоть как-то улучшить систему водоснабжения для населения. Сегодня же мы пришли к тому, что вот такая децентрализация привела к неэффективному управлению этим ресурсом. Поэтому на данный момент уже происходит обратный процесс объедения в единую компанию «Вода Донбасса», для того чтобы всецело определить фронт работы. Потому что действительно наблюдается очень много сбоев с поставкой воды и связано это прежде всего с неудовлетворительным состоянием водных сетей. Сейчас необходимо вложить очень большие средства в реконструкцию водоснабжения, и мы уже начали ее с ремонта канала «Северский Донец — Донбасс». На данный момент мы работаем над тем, чтобы восстановить круглосуточную подачу воды во всех городах области. Стараемся также привлекать дополнительные средства, гранты, где это возможно. Надеемся, что до начала зимы мы сумеем разрешить имеющиеся проблемы.

О встрече с президентом

Президент обратил внимание, что нужно более эффективно внедрять те социальные инициативы, которые на сегодня есть. Виктор Федорович подчеркнул, что, несмотря на предвыборные процессы, стоит уделять больше внимания социальным программам, которые были ранее утверждены и по которым мы сегодня идем, для того чтобы показать эффективность нашей работы.

Подготовила Вероника МЕДВЕДЕВА.

Пресс-служба