Прес-центрНовиниНиколай Загоруйко: «Для нас на 100% приемлем...
Новини

02.05.2024, 11:20

Засідання ради управління людськими ресурсами при НАДС

Інші новини

30.04.2024, 09:30

Фестиваль Олега Скрипки "Країна Мрій"

11.04.2024, 06:40

Проводиться XVІІ Всеукраїнський конкурс шкільних малюнків "МОЇ ПРАВА-2024"

06.04.2024, 07:15

Публічні консультації

26.03.2024, 14:15

Уряд ухвалив важливі зміни щодо виплат переселенцям

Николай Загоруйко: «Для нас на 100% приемлемо межмуниципальное сотрудничество»

10 квітня 2012 року, 14:30

Сейчас на уровне области очень активно обсуждается сотрудничество Донецкого областного совета с польскими коллегами в рамках проекта «Европейский опыт регионального развития территорий». Однако помимо польского примера областные чиновники с неподдельным интересом и настоящим рвением стараются изучать и опыт развития других европейских держав. В связи с этим председатель комиссии по вопросам административно-территориального устройства и регионального развития Николай Загоруйко рассказал корреспонденту «Вестей» о недавней рабочей проездке во Францию и о том, чему Донецкая область может поучиться у предприимчивых французов. 

 

— В декабре прошлого года вы с рабочим визитом посетили Францию. Расскажите более подробно об этой  поездке.

— С 12 по 18 декабря наша делегация в рамках учебно-ознакомительной поездки согласно программе «Усиления местной демократии и поддержки реформы местного самоуправления» посетила штаб-квартиру Совета Европы. Финансово данную программу обеспечивало шведское агентство международного развития «СИДА». Во Франции мы посетили такие города, как Страсбург, Париж и Кольмар. Данная страна интересна для нас прежде всего тем, что заключает в себе весьма эффективную работу бюрократического аппарата. У французов мы можем научиться более совершенным методам управления. Потому что именно бюрократы организовывают уровень и качество жизни на местах. И если они хорошо справляются со своей задачей, то граждане очень положительно относятся к их работе. Более того, наилучшей похвалой для бюрократического аппарата является тот факт, что их работа настолько отлажена и результативна, что граждане даже не замечают ее, воспринимая все происходящее как данность. Во Франции мощная бюрократия сама, видя неэффективность своего управления, выстраивает идеологию развития государства. То есть они осознают, что современный мир постоянно меняется. Завтра поменяется мир — поменяются и они. Мы же на протяжении многих десятилетий были просто законсервированы. Поэтому нам сейчас, как никогда, необходимо научиться разбираться во всех прогрессивных процессах.

— Так чему конкретно бюрократы Донецкой области могут поучиться у французов?

— Повторюсь, Франция — живет в ногу со временем. Вот, к примеру, на Украине территориальное деление появилось еще в 1932 году. С того времени наша страна прошла путь от момента, когда очень быстро возникали населенные пункты и интенсивно развивались города, до момента падения, когда после развала Союза и закрытия многих градообразующих предприятий, химических, строительных гигантов-комбинатов в упадок приходили и сами города. Однако на дворе уже 2012 год. Прошло 80 лет, а у нас в плане территориального деления так ничего и не изменилось. Мы не живем в ногу со временем. А вот Франция до 2008 года представляла собой суперэффективную централизованную державу. Но в 2005-2008 гг. французы, детально проанализировав свою систему административно-территориального устройства и перспективы развития, после горячих обсуждений на всех уровнях сделали для себя печальный вывод, что такое мощнейшее централизованное государство обладает неэффективными методами управления. Они поняли, что завтра это отразится на конкурентоспособности государства, а также, что немаловажно, на уровне и качестве жизни народа. Поэтому в рамках нашей поездки во Францию мы уже увидели реальные действия в этом направлении и начало процесса децентрализации управления. Здесь же стоит отметить, что Украина, став независимым государством в 1990 г., осталась в той же формации и на протяжении уже более 20 лет мы живем без изменений. Хотя реально без явных изменений мы живем уже даже не 20, а все 80 лет.

— Как во Франции происходит процесс децентрализации?

— Децентрализация идет широченными шагами. Постоянно стимулируется активность местной территориальной громады в решении их проблем. Создаются максимальные условия для того, чтобы для простых граждан жизнь протекала максимально комфортно. На нижнюю ступень власти передаются все полномочия. У них, конечно, есть так называемое вертикальное выравнивание бюджета, так как не все территории равны. И есть горизонтальное выравнивание, которое они стали использовать недавно. Стоит отметить, в процессе социологических исследований выяснилось, что французы, как, кстати, и наши граждане, больше доверяют местным органам власти. А вот из недостатков централизации французы отмечают то, что есть переплетение функций. Поэтому они не всегда могут разобрать, кто и за что отвечает в коммуне. А ведь любое дублирование функций —  это прежде всего резкое удорожание, безответственность, некомпетентность в управлении и в конце концов коррупция. То есть, по мнению французских граждан, этот маленький вопрос переплетения функций порождает массу проблем. И поэтому эту проблему они выносят на широкое обсуждение, пытаясь дать возможность всем заинтересованным (от обычного гражданина до крупной общественной организации) предоставить свои предложения для решения проблемного вопроса.

— Как во Франции выстраивается межмуниципальное сотрудничество?

— Напомню, что во Франции существует 36.782 коммуны, 101 департамент и 27 регионов на 64 миллиона населения. Многие из коммун объединяются в рамках межмуниципального сотрудничества по той причине, что большое количество маленьких коммун не может эффективно управлять. По их мнению, необходимо объединяться  до целесообразного уровня. Сегодня во Франции 95% коммун уже объединены в разные межмуниципальные взаимоотношения. Еще у них есть масса проектов и программ, в которых они с удовольствием финансируют межмуниципальные отношения. К примеру, 10 территориальных громад (коммун) подписали договор-соглашение о том, что их системой водоснабжения и водоотведения будет заниматься одна структура, и коммуны в этом плане объединяются и решают эту проблему, а государство максимально их поддерживает. Это же говорит о том, что интеграционные процессы между коммунами у них достигают высокого уровня. У нас же реально работающих примеров такого взаимодействия на сегодняшний день нет. Но закон о государственно-частном партнерстве в Украине уже есть, и это вселяет надежду на радужную перспективу.

— А как конкретно государство поддерживает такие объединения?

— Есть масса стимулирующих правил игры от государства. Есть стандарты коммунальных услуг, есть стандарты административных услуг. Мы же в проявлении инициатив относительно стандартов административных услуг только начинаем работать. Например, предпринимателям, работающим на этой территории, государство может возмещать НДС и другие расходы. Скажем, предпринимателю необходимо 2 га земли и он заключает в этом плане договор с государством вместе с муниципалитетом. Далее он устанавливает производство или еще что-то и платит все местные налоги, а потом показывает документ, что он заплатил и ему уже государство возмещает все эти налоги. Государство оплачивает все страховые расходы этого предпринимателя. И, конечно, стимул для прихода инвестора дает закон, а не только сама территория, как мы это часто понимаем. Коммуны, которые объединяются, получают от государства дотации: однократно по 40 евро на одного жителя, и это тоже стимул для объединения.

— Французы, будучи членами ЕС, идут только по пути межмуниципального сотрудничества?

— Нет. Помимо межмуниципальных взаимоотношений они уже вышли на уровень трансграничного сотрудничества. Вот у нас в рамках действующего законодательства есть еврорегион «Донбасс». У них же законодательная основа еще более современна и технически реализована. Между немецким городом Кельном и французским Страсбургом создается еврорегион, который будет заниматься всеми проблемами без исключения. К примеру, Кельн и Страсбург в рамках данного объединения проводят на своей общей территории скоростной трамвай. Все вопросы решаются для того, чтобы вот это территориальное объединение работало совершенно на другом уровне, т.е. главным показателем является то, что все должно быть максимально качественно и дешево. Но самое главное, что у них и законодательство в этом плане очень быстро меняется. К примеру, ставится задача, что не менее 30% бюджета должно идти на инвестирование. Каждому периоду развития территорий нужны разные, но обязательно своевременные и современные законы. Вот они объединяются и выстраивают систему, при которой управление становится максимально логичным и реализуемым на данной территории.

— Насколько местное население Франции поддерживает все инициативы властей?

— Местная демократия у французов представляет собой очень мощный инструмент творческого, личного и рабочего потенциала всех простых граждан. Вышеупомянутый город Страсбург представляет собой лабораторию местной демократии, где каждый может заказать тот проект, который он хочет видеть в своем городе. Затем по представленному проекту проходит обсуждение относительно целесообразности и реализации данного проекта. В год от жителей Страсбурга подается от 100 до 150 предложений. Территориально-партнерские идеи, социальные связи, поддержка детей, молодежи, пожилых людей, социальная и профессиональная интеграция — вот только небольшой перечень тех вопросов, которые желают рассмотреть простые французы в рамках своей громады. Во Франции есть механизм реализации данных проблем. В Страсбурге городская группа уже на это год предложила тематику «Облик города», в рамках которой проводятся диалоги, касающиеся будущего города. На все это выделяются деньги из городского бюджета. За распределением всех финансовых поступлений осуществляется более жесткий контроль, потому что у них активен не только депутатский корпус, но и гражданское общество. То есть возникает активизация местных территориальных громад для решения своих проблем. А также они следят за всем, начиная от цены и заканчивая качеством и перспективой развития своих территорий. Многие идеи по развитию подсказывают сами граждане. У нас же, к сожалению, такой активности на сегодняшний день не наблюдается.

— Что еще запомнилось вам из жизни французских территориальных объединений?

— Интересно то, что они увеличивают систему надземного транспорта. В 1994 году запустили новый скоростной трамвай. И одного жителя они перевозят 244 раза в год, а это практически ежедневно. Кстати, метрополитен, трамваи и автобусы объединены в одно коммунальное предприятие. В городе Страсбурге территориальная громада сама решила ограничить количество машин — от двух с половиной до полутора машин на семью. Это очень ответственный гражданский шаг, показывающий, что громада действительно беспокоится о вопросах экологии и энергетической независимости. Для них важен достойный облик города, в том числе и отсутствие пробок. Мэрия по предложению нижних уровней решила этот вопрос так: поставили массу велосипедных дорожек и велосипедных стоянок, где каждый желающий может взять велосипед на прокат хоть на час, хоть на день. Существует еще система общего автомобиля. В Страсбурге самое большое количество велосипедов на одного человека, и эту программу, между прочим,  также предложили сами жители. А на сегодняшний день даже заместитель мэра Страсбурга на работу ездит на велосипеде, в чем я лично убедился. Однако самым эффективным средством передвижения является трамвай, являющийся гарантией передвижения, экологической чистоты и эстетики.

— Украина может пойти по пути межмуниципального сотрудничества?

— Для нас на 100% приемлемо межмуниципальное сотрудничество. Это же активизация, мобилизация местной громады, самореализация личности и развитие местной демократии. Другое дело, что у нас нет законодательной базы относительно того, кто будет этим заниматься. А чтобы люди поверили, что они в этом плане могут самоорганизоваться, нужно проводить мощнейшую кампанию в СМИ, ездить в рабочие коллективы, так как по-другому громада не активизируется. У нас до сих пор живет постсоветский синдром, что за все должен отвечать кто-то. Во времена Советов это, конечно, было хорошо, но жизнь поменялась. Надо это понимать, и если мы это осознаем, то, думаю, быстрее сможем перестроиться. Лучше, выгодней перестроится сейчас, быть современными и идти в ногу со временем, так как это гарантия не только дня сегодняшнего, но и уверенность в будущем.

В принципе, объединить несколько районов, сел, поселков  в один для нас реально, но, повторюсь, сейчас нет реальных законодательных механизмов объединения. Согласно нынешним правилам все решается только через Верховную Раду, что говорит об очень сильной зарегулированости данного вопроса. Напротив, в той же Франции сама территориальная громада объединилась и представители города Страсбурга не ездят все это утверждать в Париж. То есть от громады идет инициатива, поддерживаемая верхами. Все это стимулируется и поддерживается законодательно. У нас же этого пока нет. В принципе, в нашем государстве половина проблем существует только из-за отсутствия законодательной базы.

— По вашему мнению, Украина в ближайшее время сможет выгодно перестроиться и ликвидировать излишнюю зарегулированность власти?

— Да. Ведь президент, Кабинет министров, основная часть депутатов Верховной Рады понимают и предпринимают усилия для решения этих многогранных проблем. Но наиболее актуальные (это реформа административного и территориального устройства, а также активизация территориальных громад) станут для нас первым и мощнейшим  шагом.  Время требует изменений, и люди понимают, что нужны перемены к лучшему. Законы идут, но очень медленно. Если бы этот вопрос был во Франции, то он бы решался по-другому, намного быстрее и качественнее.

Однако и в нашей стране все не так уж пессимистично. Президентская команда, которая пришла два года назад, делает очень многое в плане местного самоуправления. Сейчас проходят мощнейшие парламентские слушания. Также начинает реализовываться президентский проект передачи власти сверху вниз, уже выписываются законы, которые обсуждают механизм реализации данного проекта. В общем, у нас достаточно оптимизма на будущее для решения всех проблем. Мы верим в развитие местного самоуправления, как единственного безальтернативного метода управления в мире.

Беседовала Елена КОСОЛАПОВА.

 

Газета «Вести Донбасса» №13 от 6 апреля 2012

Пресс-служба