Пресс-центрНовостиПравильная региональная политика — залог успе...
Новости

11.04.2024, 06:40

Проводиться XVІІ Всеукраїнський конкурс шкільних малюнків "МОЇ ПРАВА-2024"

Другие новости

06.04.2024, 07:15

Публічні консультації

26.03.2024, 14:15

Уряд ухвалив важливі зміни щодо виплат переселенцям

13.03.2024, 11:35

Про онлайн курс « Декларуйся»

26.02.2024, 15:15

Тренінг на тему: TONE FROM THE TOP: ефективний антикорупційний менеджмент в організації

Правильная региональная политика — залог успешной экономики

04 мая 2012 года, 13:00

В начале апреля председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук в рамках научно-практической конференции «Региональное развитие — основа построения украинского государства» выступил с докладом на тему: «Системная оптимизация региональной политики ЕС и Украины как способ повышения конкурентоспособности экономики». Проанализировав данную работу, «Вести» приводят основные тезисы актуальной для развития региональной политики статьи.

 

Опыт ЕС для нас бесценен

В статье рассмотрены проблемы совершенствования региональной политики в Украине, проанализирован опыт ЕС и других стран мира, обоснованы направления ее системной оптимизации. Цель статьи заключается в обосновании направлений системной оптимизации региональной политики Украины на основе анализа национальных условий и опыта ЕС.

В настоящее время в Украине формируется реформаторский подход к широкому кругу вопросов, которые связаны с социально-экономическим развитием, в том числе и с формированием государственной региональной политики. Президент Украины Виктор Янукович во время своего выступления на заседании Совета регионов предложил к перечню национальных реформаторских приоритетов отнести реформу модели управления региональным развитием, которая должна оптимизировать государственное управление в регионах, повысить его эффективность, стимулировать экономический рост, предусматривает определенное ее соответствие принципам региональной политики Европейского союза.

Кризис привел к поиску

Необходимо отметить, что мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. показал значительную уязвимость не только регионов с низким уровнем экономического развития, но и промышленно развитых территорий. На его фоне существующие диспропорции в развитии углубились, существенно уменьшились возможности государства решать проблемы регионального развития с использованием традиционных методов предоставления трансферов из государственного бюджета. Украина была вынуждена сокращать бюджетные расходы, в том числе и на потребности региональной политики. Влияние кризисных явлений показало, что возможности предыдущего периода экономического роста, которые базировались на производстве и экспорте продукции с низкой частью добавленной стоимости, почти исчерпаны, и потому необходимым является поиск других мероприятий стимулирования развития, в том числе и на региональном уровне.

Новый этап

Анализ реализации региональной политики в ЕС с учетом особенностей ее развития на определенных этапах и институциональнного обеспечения показал, что за достаточно длинный период (более чем 40 лет) накоплен значительный опыт ее формирования. Также имела место определенная трансформация деятельности относительно организационных принципов, специфики направлений, инструментов реализации и тому подобное. В настоящее время продолжается новый этап развития, который охватывает 2007-2013 гг., и направлен он (как и предыдущие) на поощрение регионального развития путем разработки и инвестирования региональных программ, планирования и координации развития определенных регионов, решения региональных проблем, которые носят системный характер и направлены на оптимизацию региональной политики в пределах ЕС в целом. Для текущего этапа региональной политики ЕС характерным является сокращение количества структурных фондов, укрупнение целей их деятельности, увеличение объемов финансирования, что в целом свидетельствует об оптимизации механизмов ее осуществления.

Три цели

На 2007-2013 гг. в качестве основных выделены три цели региональной политики, которые вместе с приоритетами, инструментами, институционной структурой системно представляют направления ее оптимизации. Это — конвергенция, региональная конкурентоспособность и занятость, европейская территориальная кооперация. Каждая из выделенных целей подкреплена приоритетными направлениями, соответственно которым сформированы программы развития определенных регионов ЕС.

Анализ объемов финансирования мероприятий на определенные цели показал, что наибольшая часть средств (81,5% от общей суммы ассигнований на региональное развитие на 2007-2013 гг.) направлена на реализацию первой из них — «конвергенции», части (в общей сумме средств) других направлений составляют соответственно 16% и 2,5%, что является значительно меньшим. Общее распределение по странам, которое  равно 347.410 млн. евро,  показывает, что основное направление средств «конвергенции» — на территории стран — «новых» членов ЕС, таких как Польша, Чехия, Румыния, Словакия, Болгария, Литва, Словения и Эстония, суммарная доля которых превышает 50%.

Как распределяются средства

Распределение ассигнований осуществляется по сложной схеме и зависит от численности населения, степени отставания от среднего по ЕС уровня ВВП на душу населения. Кроме того, учитывается уровень валовой национальный доход на душу населения и уровень безработицы. Выделены три группы регионов по этим показателям — с уровнем до 82% от среднего по ЕС уровня, 82-99% и более 99%. При этом в регионы NUTS 2-го уровня (устанавливаются по классификации Евростата) с уровнем ВВП на душу населения менее 75% от среднего по ЕС направляется 57,5% средств от их общей суммы, в регионы, где введен переходный режим (Phasing-out) в связи со статическими эффектами расширения, — 4%, а в регионы дополнительного ареала действия Фонда группирования — 20%.

Среди стран, которым выделяются значительные средства на «конвергенцию», целесообразно назвать и наиболее проблемные в настоящее время в пределах ЕС страны — Грецию и Испанию, части которых составляют соответственно 6,9% и 9,3%. Кроме того, с целью «конвергенции» определены дополнительные условия для ряда регионов и особенные правила финансирования при переходном режиме, который введен для 16 регионов бельгийской провинции Эно, западногерманского Люнебурга и восточнонемецких округов Бранденбург — Южный Запад, Лейпциг, греческих Аттики, Западной и Центральной Македонии, испанских Астурии, Мурсии, Сеути и Мелильи, итальянской Базиликати, австрийского Бургенланда, португальской Алгарви, у британского Хайленда и Островов.

Необходимость «конвергенции»

Необходимо отметить, что региональные операционные программы «конвергенции» внедрены на территориях всех стран ЦВЕ, а также на Мальте, в Греции, Испании, Италии, Португалии, в Восточной Германии, заморских департаментах Франции, некоторых территориях Британии.

Значительное доминирование в приоритетах ЕС цели «конвергенция» связано с вниманием, которое уделяется территориям, которые отстают от других по уровню развития и где сконцентрированы негативные социально-экономические проблемы, с целью их решения, улучшения ситуации, активизации экономической деятельности и тому подобное. Конвергенция, или постепенное сокращение разницы в уровнях доходов определенных регионов в пределах ЕС, отвечает интересам всех стран-членов, поскольку нарастание неравенства может (как показали недавние события в Греции, Испании и других странах) повлечь напряжение ситуации внутри стран и между ними и негативно отразиться на экономической, политической и социальной стабильности европейского группирования.

Сравнение опыта ЕС и США

Анализ мирового опыта реализации политики конвергенции показал, что наиболее эффективным он был в США и Канаде в пределах двух объединенных рынков, но скорость этого процесса в любом из временных интервалов в течение 20-30 годов составляла в среднем 2% на год и это при условии значительно меньшей дифференциации, чем в ЕС. В этих регионах конвергенция стимулировалась не только ростом капиталовложений, распространением передового опыта, но и широкомасштабной миграцией населения, федеральными трансферами, государственными субсидиями, инфраструктурными проектами, пенсионными программами и программами гарантирования минимального уровня доходов.

Сравнивая существующие программы в пределах ЕС с подобными программами в США и Канаде, следует отметить, что они не являются аналогичными по размерам и кругу вопросов. В пределах ЕС конвергенция прежде всего основана на процессах инвестирования и передачи опыта институционных моделей и в силу более значительных отличий осуществляется медленнее, но также имеет позитивные результаты. Так, за последние десять лет наблюдается тенденция сокращения разрыва между регионами по уровню ВВП на душу населения, уменьшение количества отсталых регионов (без учета появления новых, которые добавились в связи с расширением ЕС), роста образовательного уровня граждан, развертывания сдвигов в отраслевой структуре экономики регионов, которая проявляется в переходе к отраслям с высоким уровнем добавленной стоимости, растущем значении наукоемких производств, структурных сдвигах в таких отраслях, как металлургическая, судостроительная, угольная.

Позитивные факторы

Позитивный опыт системной оптимизации региональной политики в пределах ЕС обусловлен не только масштабами внутренних и внешних финансовых ресурсов, но и такими факторами, как: эффективная макроэкономическая и структурная политика;  целевое направление региональных ассигнований и жесткий мониторинг их использования; использование модели децентрализации национальных систем управления на основе четырехуровневого механизма реализации региональной политики, оптимизации распределения функций между разными уровнями управления при условии сохранения единого экономического пространства и четкого взаимодействия партнеров;  тесное взаимодействие органов власти с такими социальными партнерами, как представители частного бизнеса, профсоюза, средства массовой информации и тому подобное; повышение квалификации управленческого персонала как рабочих органов власти, так и других социальных групп по программам развития управленческой креативности, новейших методов управления и тому подобное.

Кроме того, наличие рядом с целью «конвергенция» двух других целей в региональной политике говорит о перенесении акцента из исключительной поддержки проблемных территорий к сочетанию этих задач с предоставлением динамизма развития всех других европейских регионов. Так, в ареал второй цели (конкурентоспособность) вошли почти все территории ЕС, которые не вошли в ареал цели «конвергенция», а это в основном страны с высоким уровнем доходов и экономического развития. Таким образом, системный характер региональной политике ЕС придают ранжировка целей, выделение соответственно им приоритетов, средств на финансирование, перераспределение средств и мероприятий мониторинга, единая система классификации существующих регионов и тому подобное.

Проблемы регионального управления

Стоит отметить, что в ЕС существуют и определенные проблемы, которые связаны с необходимостью последующего усовершенствования систем регионального управления. К ним следует отнести структурные проблемы с занятостью населения и его квалификационной подготовкой, отсталость региональных систем здравоохранения и социального обеспечения, наличие «групп давления», которые преследуют лишь собственные интересы, когда форсируют инфраструктурную отсталость региона с целью увеличения дотаций и получение средств от государства на покрытие расходов и другое.

И хотя в настоящее время действующая в ЕС модель регионального политики подтвердила свою жизнеспособность и эффективность в решении экономических проблем регионов, она нуждается в постоянной корректировке по мере возникновения проблем структурного и институционного характера, который должен учитываться и в процессе системной оптимизации региональной политики в Украине.

Выводы и перспективы

Исследование проблем формирования региональной политики показало, что нельзя ограничиваться лишь постепенным сокращением разницы в уровнях доходов определенных регионов страны. Необходимым является более общий подход, который заключается в системной оптимизации регионального развития. Стратегия системной оптимизации рассматривает каждый регион как составляющую общей национальной системы. Учитывая, что с экономической точки зрения любой регион является более однородным, чем страна в целом, стратегии развития целесообразнее формировать именно на региональном уровне.

Практически в каждом регионе есть программы и проекты, которые могут приобрести национальный статус и стать отправной точкой экономического роста, а их выполнение будет зависеть от качества работы местной власти, ее способности привлекать инвестиции, активизировать деятельность всех звеньев региональных экономических систем.

Исходя из этих позиций, наиболее приемлемым для национальных условий Украины является подход, который основан на системном сочетании в региональной политике средств стимулирования внутреннего потенциала регионов при определенном сохранении перераспределения ресурсов в интересах самых бедных территорий. При таком подходе государственная региональная политика должна сосредоточиться на формировании качественно новых, инновационных «точек роста» (в пределах определенных регионов), использовании ресурсов для образования механизмов саморазвития территорий. В региональной политике должен использоваться более широко принцип конкуренции, действие которого будет обеспечивать оптимизацию развития как отдельных территорий, так и страны в целом.

Подготовила Вероника МЕДВЕДЕВА.

Газета «Вести Донбасса» №17, 4 мая 2012 г.

Пресс-служба