Пресс-центрНовостиТоржества по случаю азербайджанского национал...
Новости

11.04.2024, 06:40

Проводиться XVІІ Всеукраїнський конкурс шкільних малюнків "МОЇ ПРАВА-2024"

Другие новости

06.04.2024, 07:15

Публічні консультації

26.03.2024, 14:15

Уряд ухвалив важливі зміни щодо виплат переселенцям

13.03.2024, 11:35

Про онлайн курс « Декларуйся»

26.02.2024, 15:15

Тренінг на тему: TONE FROM THE TOP: ефективний антикорупційний менеджмент в організації

Торжества по случаю азербайджанского национального праздника Новруз Байрам

15 марта 2012 года, 08:45

IMG_2879.jpg14 марта в Донецком областном национальном украинском музыкально-драматическом театре прошли торжества по случаю азербайджанского национального праздника Новруз  Байрам.

 

В мероприятии принял участие заместитель председателя Донецкого областного совета Александр Кравцов.

 

Поздравляя присутствующих с праздником от имени председателя облсовета Андрея Федорука, Александр Кравцов сказал: «От всей души поздравляю вас с национальным праздником Новруз Байрам!

В нашем многонациональном крае всегда с уважением относились к этническим традициям, ведь из них складывается совершенно особый культурный и духовный колорит, присущий Донбассу.

Сегодня мы радуемся вместе с вами, потому что после длинного зимнего сна приходит весна, пробуждается природа. Начинается новая жизнь, с новыми надеждами, ярким солнцем и улыбками людей.

Новруз Байрам  - праздник жизни, любви, чистоты, примирения и уважения. Так пусть же на Азербайджанской земле царят мир, согласие и процветание. Пусть этот праздник послужит торжеству добра, принесет в дом каждого азербайджанца счастье и благополучие.

От всего сердца желаю вам крепкого здоровья, счастья, прекрасного праздничного настроения и успехов во всех начинаниях!

Пусть в этом году свершатся все ваши планы, сбудутся все мечты, а результаты труда всегда будут достойны наивысших оценок!».

 

 

 

Для справки:

 

Донецкая областная общественная организация «Конгресс азербайджанцев» была создана в декабре 2005 года. Для многих азербайджанцев, проживающих в нашем регионе, эта дата стала радостным событием, которое объединило разобщенных людей и их семьи.

Целью Конгресса азербайджанцев является объединение представителей диаспоры для удовлетворения их жизненных потребностей и защиты законных, социальных, экономических, культурных и других интересов. Деятельность Конгресса очень многообразна, начиная с решения бытовой неустроенности своих земляков, оказания им помощи во всех сложных жизненных ситуациях и заканчивая организацией мероприятий межгосударственного значения.

Сегодня Донецкая областная общественная организация «Конгресс азербайджанцев» насчитывает в своем составе более восьми тысяч человек. Филиалы зарегистрированы и успешно работают в таких городах как Торез, Снежное, Мариуполь, Горловка, Макеевка. Мы расширяемся, планируем открытие новых филиалов. В частности, уже идет активная подготовка и оформление документов для открытия филиалов в Красноармейске и Артемовске.

Ну, и, конечно же, одна из главных задач Конгресса - укрепление дружбы между украинским и азербайджанским народами. Мы тесно сотрудничаем с Посольством Республики Азербайджан в Украине, Министерством иностранных дел Республики Азербайджан, Комитетом по работе с азербайджанскими диаспорами ближнего и дальнего зарубежья при Министерстве иностранных дел Республики Азербайджан. Это способствует всестороннему развитию общественно-культурных связей азербайджанской диаспоры Донецкой области с исторической родиной.

 

История Новруза

 

С древнейших времен, с момента наступления весеннего равноденствия, 20-21-22 марта в Азербайджане отмечают Новруз Байрам. По мнению ученых, история этого праздника восходит к Древней Месопотамии, где возникли знаменитые центры культуры – Шумер, Вавилон, Ассирия. В Вавилоне Новый год отмечался 21 дня нисану (март-апрель), и праздник продолжался 12 дней, причем к каждому дню были приурочены свои ритуалы, представления и развлечения. Происхождение праздника Новруз также связывают с самой древней монотеистической религией – Зороастризмом. Новруз с персидского означает «новый день», а в тюркских странах праздник Весны ранее именовался Тураном (до сих пор чуваши называют этот праздник как «Тура»), что доказывают древнекитайские летописи и тюркский дастан «Эргенекон», созданный 3 тысячи лет назад. Многие годы в каждой азербайджанской семье отмечали Новруз Байрамы, сохраняя вековые традиции. Помимо Азербайджана и тюркских народов России, Новруз Байрам считают частью своей культуры народы Турции, Ирана, Пакистана, Афганистана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Узбекистана и даже Индии (в этой стране живут племена геброй, поклоняющиеся огню и тысячелетиями осуществлявшие паломничество в «страну огней» - Азербайджан).

Вот как описывал столкнувшийся с Новруз Байрам в Шамахы (Шемаха) нидерландский путешественник XVII века Ян Стрейс: «Науруз (Naurus) они праздновали выстрелами из двух пушек и многих мушкетов. Всю ночь звучали 15 литавров, тромбонов, труб и других резких инструментов. Раздавались выстрелы из орудий. Хан поставил открытый стол для всей придворной челяди. То же самое сделали и горожане; желали друг другу счастья и благословения, как и у нас принято в день нового года. Это продолжается у них несколько дней, они приветливо приглашают в гости друзей и знакомых, едят и пьют самое лучшее».

Любопытно, но и логично, что празднование Нового года у древних народов мира совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Постановление считать Новый год с месяца «авив» (то есть колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. В Германии, Франции и Англии новолетие перенесли с марта на январь только в XVI-XVIII веках. Несмотря на то, что римляне, также праздновавшие новый год в начале марта, по пожеланию Юлия Цезаря ввели новый (юлианский) календарь ещё в 46 году до Рождества Христова. Месяц январь был назван в честь одного из римских богов – Януса двуликого... В Китае Новый год встречали на исходе зимнего периода вплоть до свержения монархического строя в 1911 году. И на Руси всегда год начинался 1 марта. Но в 1492 году великий князь Иоанн Васильевич III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки. А в 1699 году Петр I издал указ, которым приказал считать началом года 1 января: «Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает». Кстати, добрый образ Дедушки Мороза в России стал символом новогодних праздников всего лишь 100-150 лет назад.

Что касается современной истории, то Новруз в качестве официального праздника в ряде стран постсоветского пространства стал отмечаться после обретения ими независимости. В советское время он был запрещен. Причем «в кулуарах» бытовало мнение не просто о религиозных корнях праздника, а об «исламской традиции». Безусловно, вряд ли в центре не знали истории происхождения Новруза. Следовательно, причину его запрета целесообразно искать в боязни коммунистического руководства СССР некоего единения отдельных народов не на «советской» основе. Как пишет прекрасный азербайджанский и российский писатель Чингиз Гусейнов, празднование Новруза «считалось данью проклятому прошлому, и бытовала концепция, согласно которой социализм должен был окончательно победить после того, как будет покончено с… феодально-капиталистическими пережитками: первая – религия». Как бы то ни было, именно Азербайджан вошел в историю в качестве республики, позволившей бакинцам во второй половине 1960-х единожды прочувствовать «вкус Новруза». Связано это с именем секретаря ЦК КП Азербайджана того периода (великолепного писателя и драматурга) Шихали Курбанова.

Ну а сегодня никто не сталкивается ни с какими «антиноврузовскими» запретами. Лишь бы у желающих была возможность испечь пахлаву и шакер-буру.

 

Обычаи Новруза

Праздник Новруз связан с весной, обновлением природы, наступлением теплых дней и началом сельскохозяйственных работ. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу. Фактически, подготовка к празднику начинается за месяц до него. Четыре предшествующие празднику вторника называются Су Чершенбе (вторник на воде), Одлу Чершенбе (вторник на огне), Торпаг Чершенбе (вторник на земле) и Ахыр Чершенбе (последний втоорник). По народным поверьям, в первый вторник обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение. Во второй – огонь, в третий – земля. В четверый вторник ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна. Считается также, что человек состоит из этих четырех элементов – воды, земли, воздуха и огня, каждый из которых носит как физиологический, так и метафизический смысл.

Другие очень интересные обычаи связаны с водой и огнем. Отношение к воде как очищающему средству основано на реальном ее свойстве смывать грязь. В числе связанных с водой обрядов часто упоминается обряд перепрыгивания через проточную воду для очищения от грехов прошлого года. Широко распространено разжигание праздничных костров на улицах, крышах домов, возвышенностях, а перепрыгивание через костер в последний вторник перед Новрузом считается обязательным обрядом для каждого человека. Принято либо прыгать через один костер семь раз, либо по одному разу через семь костров. В древности костры разжигал несовершеннолетний мальчик с помощью огнива. Этот огонь считался чистым.

Ежегодно готовятся присущие празднику сладости шакер-бура (сдобные пирожки со сладкой ореховой начинкой и пряностями), шор чорейи (слоеная лепешка с пряной начинкой), биши (слоеная, сладкая масляная лепешка), кубинская, гянджинская, бакинская пахлава (слоеное с ореховой начинкой мучное изделие), фесели (масляные лепешки), кульча – сдобный пряный сладкий хлеб, халва из сэмэни (проросшей пшеницы).

Для выращивания «сэмэни» (семени) сначала замачивается горсть пшеницы, символизирующая изобилие и достаток, этот ритуал сопровождается песней "Сямяни, храни меня, ежегодно буду растить тебя”. Словно человек обещает этой горсти пшеницы, что они будут оберегать и пестовать друг друга. Церемония приготовления сэмэни называется сэмэни тойу («свадьба сэмэни») и сопровождается ритуальными песнями и танцами.

Бытует обычай сажать в Новруз дерево, но ни в коем случае нельзя рубить деревья. Согласно народному верованию, сажать в Новруз тут (шелковица), инжир (фига), каштан – благой знак. Продолжая эту традицию, в современном Азербайджане в дни Новруза закладывают парки, сады, лесополосы.

Согласно вековой традиции, и сегодня в дни Новруза тех, кто занимается пахотой и земледелием, принято поздравлять «хончой» (угощения, собранные на поднос). Тот, кто собрался построить дом, верит, что его фундамент лучше заложить в дни Новруза, чтобы этому дому всегда сопутствовала удача. Одно из укоренившихся в сознании народа золотых правил Новруза гласит: нельзя в эти дни проклинать, лгать, сквернословить, сплетничать, осуждать – словом, следует остерегаться дурных поступков.

Статистические данные правоохранительных органов Азербайджана показывают, что в дни Новруза количество совершаемых в стране преступлений резко снижается. Причина этого кроется в продиктованных Новрузом моральных устоях, прошедших испытание временем. Наиболее осуждаемым в дни Новруза недостатком является неряшливость и безалаберность, поэтому в домах наводится порядок и чистота, люди обновляют свою одежду. Неписаным правилом является примирение без посредников всех, кто в ссоре, обиде друг на друга. Считается грехом не прощать тех, кто признает свою вину. Второй день Новруза азербайджанцы называют днем «ата-баба» то есть «отцов-дедов» (родительским) и в этот день принято всей семьей посещать могилы родных и близких.

Заложенный Зардуштом (Зороастром) еще в древности обряд – в последний вторник накануне Новруза прыгать через разведенный костер, зажигать факелы, ставить на стол горящие свечи – сохранился и в наши дни.

Прыжки через костер, зажигание факелов сопровождались специальными молениями Новруза, испрашивающими позволение уничтожить в огне боль, горе, неудачи, оставить их в прошедшем году.

В ночь «ахыр чершенбе» и далее в дни Новруза в каждой семье по числу ее членов зажигаются свечи, которые нельзя тушить преждевременно. Одной из укоренившихся традиций Новруза является возжигание травы «узерик» (южное растение рута), якобы предохраняющей от дурного глаза и отрицательной энергии, ее дымом обдают детей, дом, скот, домашних животных.

В момент наступления нового дня нового года по народному обычаю необходимо выйти из дома во двор или, стоя перед открытым окном, задумать желание.

Одним из дошедших до нас обрядов Новруза, связанных с хозяйством и скотоводством, является обвязывание красной материей рогов быка, дойной коровы, баранов, выделенных для свадьбы. В Новруз нельзя закалывать лошадь, убивать собак, даже змей.

В Новруз собирают подснежники, ландыши, фиалки, вьют венки из полевых цветов, вплетают цветы в волосы, собирают холодянку (дикую мяту). В то же время запрещается приносить в дом нарциссы.

Ашуги и народные певцы «ханенде» исполняют песни, проводятся свойственные Новрузу игрища - канатоходцы демонстрируют свое искусство, пехлеваны (народные борцы) меряются силой, на площадях разыгрываются спектакли. Среди них широко распространен и исполняется в весенние дни по всему Азербайджану комический спектакль «Кёс-кёса».

В последний вторник перед Новрузом дети стучатся в двери соседских домов, кладут шапки или небольшие мешочки у порога, или закидывают их через забор и прячутся. Хозяева же этих домов должны вернуть шапки с праздничными лакомствами.

В Новруз в каждом доме обязательно готовятся различные кушанья, причём среди них обязательно должен присутствовать праздничный плов (азербайджанская кухня насчитывает более ста видов плова). Есть обычай красить сваренные яйца и проверять их в игре на прочность.

Один из дошедших до нас обычаев касается лошадей. В эти дни о всех домашних животных проявляется особая забота – по сравнению с обычными днями им подбрасывается лучший корм, лошадей же украшают. В сельской местности проводятся конные состязания, игры в «човган». В Новруз остерегаются давать в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существует неписаный обычай - в дни весеннего праздника одаривать людей праздничной «долей» (Новруз пайы). В поднос укладываются праздничные лакомства, сямяни, свечи, хонча и отсылается соседям и друзьям. Этот поднос не положено возвращать пустым, так как в этом случае, по народному верованию, дом лишится достатка. Поэтому получившие хончу, возвращают посуду, но уже с другими праздничными угощениями, в соответствии со своим вкусом и возможностями.

В Азербайджане существует еще один, дошедший из глубины веков, обычай Новруза – ночью в горах молодежь разводит костры и бодрствует до утра. Обычай этот называется «Встреча Солнца». До рассвета, пока не взойдет солнце, молодые люди хором исполняют песню «Годухан».

Пресс-служба