Пресс-центрНовостиПромышленные разработки...
Новости

28.06.2024, 09:35

Система NADS для цілей реалізації регіональної політики ЄС

Другие новости

28.06.2024, 09:30

Можливості міжрегіонального співробітництва за Програмою ЄС «Interreg Europe»

28.06.2024, 09:25

Що до робочої групи УАРОР з питань напрацювання пропозицій щодо повноважень районних рад.

17.06.2024, 08:40

УВАГА!

02.05.2024, 11:20

Засідання ради управління людськими ресурсами при НАДС

Промышленные разработки

14 января 2014 года, 08:20

2013 год для мощного промышленного комплекса Донецкой области выдался непростым. Почти все ведущие отрасли испытывали серьезные проблемы на внешних и на внутреннем рынках, что не могло не сказаться на результатах работы экономики региона в целом. О том, каким образом удавалось решать наиболее актуальные проблемы, и о перспективах индустриального сектора читателям «Жизни» рассказал Юрий Рыженков – председатель постоянной комиссии Донецкого областного совета по вопросам промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта и телекоммуникаций.

Юрий Александрович, промышленность Донецкой области по итогам года, скорее всего, так и не сможет преодолеть наметившийся спад объемов производства. Какие шаги, на ваш взгляд, позволили в текущем году минимизировать возможные потери?

Если брать во внимание основные отрасли производства (металлургию углепром и энергетику), то можно отметить следующее: металлурги несмотря на определенное оживление на внешних рынках, которое возникало в течение года, так и не смогли нарастить объемы производства до необходимого уровня.

Однако в текущем году куда в более сложном положении оказались угольщики. В Украине на протяжении всего 2013 года наблюдается переизбыток угля, который к тому же усугубляется сокращением спроса на него со стороны основных потребителей, тех же металлургов.

На рассмотрение нашей комиссии в разгар кризиса перепроизводства поступали обращения от угледобывающих предприятий, столкнувшихся с проблемой затоваривания складов. К счастью, совместными усилиями на уровне области и государства удалось найти компромиссный вариант решения проблемы. Что касается коксующихся углей, то результатом договоренностей с металлургами стало введение квот, по которым шахты поставляют им уголь. Это позволило снять остроту проблемы и более эффективно планировать объемы добычи. И определенное сокращение угледобычи, которое отмечается в течение года, является в том числе результатом действия этих договоренностей, позволяющих не допускать излишка коксующихся углей. С другой стороны, шахты, добывающие уголь хорошего качества, пользующийся спросом на рынке, смогли работать в соответствии со своими возможностями, не испытывая проблем со сбытом. В качестве примера можно назвать шахту им. Скочинского.

По энергетическому углю была выработана модель по приему углей госшахт на частные генерации. Минэнергоугля сделало определенные шаги, чтобы повысить загрузку тепловой генерации и соответственно повысить спрос на уголь. А экспорт нашей электроэнергии в Белоруссию и Молдову, осуществленный в текущем году, позволил нарастить объемы ее производства.

Насколько критичной для энергосистемы была авария на Углегорской ТЭС?

Наверное, это крупнейшая авария в нашей энергетической отрасли за годы независимости. Однако эффективная работа по ликвидации последствий позволила не только обеспечить к зиме теплом жителей Светлодарска, но и запустить два энергоблока на самой ТЭС. Наличие дополнительных мощностей, безусловно, важно для обеспечения стабильной работы энергосистемы Украины, особенно в пиковые периоды в зимнее время. В нашей новейшей истории уже были периоды, когда мы, вместо того чтобы импортировать электроэнергию, вынуждены были ее экспортировать из России.

Правда, это продлилось всего несколько дней из-за аварии в Запорожской области. Так что восстановление Углегорской ТЭС важно и для энергетиков, и для угольщиков.

На протяжении последних лет электроэнергия постоянно дорожает, но при этом все время говорится о том, что тарифы для населения не равноценны себестоимости. Насколько это соответствует действительности?

На сегодняшний день в нашей стране наиболее дешевой является атомная электроэнергия. Ее стоимость примерно соответствует тому тарифу, который мы платим при потреблении до 150кВт/ч, но только стоимость производства. Сюда не входят расходы на захоронение отходов ядерного топлива, рекультивацию земель и необходимость замены старых энергоблоков на новые, – их пока несет государство за счет налогоплательщиков. Также к этой стоимости необходимо добавить стоимость ее доставки потребителю: эксплуатацию высоковольтных линий электропередач, необходимость понижения мощности до 220 В, работы трансформаторных подстанций и разводки электричества по дому. В конечном итоге атомная энергия должна стоить около 35 копеек за кВт/ч. Однако сама по себе атомная энергетика не сможет нормально работать, поскольку она не предназначена для компенсации пиковых нагрузок и не может повышать или понижать выработку по необходимости в течение суток. Эту роль у нас, в основном, выполняют теплоэлектростанции, где выработка электроэнергии обходится дороже. В среднем на сегодняшний день реальная стоимость электроэнергии примерно 1,1 грн за кВт/ч. Кстати, нынешние тарифы для населения в Украине в 3 раза ниже тех, что платят за электроэнергию даже россияне. Пока эта разница компенсируется у нас за счет промышленных предприятий. Но такое субсидирование не может происходить вечно.

Еще одной актуальной проблемой для нашей области является нелегальная добыча угля. Ваша комиссия среди прочих вопросов рассматривает выдачу разрешений на пользование недрами, которые потом принимает областной совет. Насколько активно идет эта работа?

Обращение за разрешением на использование недр, в первую очередь, свидетельствует о том, что бизнес намерен работать в этой сфере официально, и это большой плюс. Ведь вред от нелегальной добычи, помимо угрозы безопасности работников, исчисляется еще и ущербом, который наносится сельскохозяйственным землям, поскольку ни о какой рекультивации в данном случае речь не идет. Кроме того не платятся налоги в местные и государственный бюджеты. Разрешение, выданное облсоветом, – это лишь первый шаг, за которым следует получение необходимых разрешений, согласований и лицензий в государственных органах власти. Если этот процесс в течение двух лет не был завершен, мы аннулируем разрешение, и такие примеры есть. К сожалению, количество обращений по этому поводу, рассматриваемое на комиссии, по сравнению с масштабами нелегальной добычи все еще остается каплей в море. Однако процесс идет, и это обнадеживает.

Если говорить об областных программах, которые вы рассматривали в течение года, какая из них оказалась на сегодняшний день наиболее результативной?

Наибольшую положительную динамику демонстрируют Программа энергоэффективности и снижения нагрузки на экологию. По металлургическим предприятиям многое в этом направлении сделано на Донецком металлургическом заводе, работают над снижением энергопотребления и металлурги Мариуполя, Енакиева. Если говорить об энергетике, то за последнее время новые электрофильтры были установлены на Зуевской, Кураховской ТЭС, начал стабильно работать новый энергоблок на Старобешевской ТЭС, приступили к реконструкции энергоблоков на Славянской ТЭС.

Несмотря на это, теплоэнергетика в масштабах области остается основным стационарным источником выбросов в атмосферу, хотя еще недавно на первом месте были металлурги. Это связано только со снижением объемов производства в металлургии или есть и другие факторы?

Безусловно, снижение объемов производства, а также вывод из эксплуатации устаревших мощностей оказывает свое влияние на количество выбросов.

Но нельзя сказать, что кризис является единственным фактором. Программа модернизации производства в металлургическом комплексе идет давно и уже приносит свои плоды. Этому способствует тот факт, что после приватизации отрасли предприятия смогли получить частные инвестиции. С другой стороны, металлурги имеют возможность выбора технологии производства. Замена мартена на конвертер дает значительное снижение выбросов. Энергетики такой возможности не имеют. Можно, конечно, перейти на сжигание природного газа и забыть о выбросах, но тогда придется что-то делать с ценой на электроэнергию. Опять же мы уже говорили о том, что для решения проблем угольщиков в этом году тепловая генерация была загружена по максимуму.

Естественно, что увеличение нагрузки скажется на выбросах. В целом по выбросам пыли на ТЭС при нынешних объемах инвестиций в модернизацию фильтров мы можем выйти на европейские показатели в течение 4-5 лет. А вот по другим видам выбросов все сложнее. Для этого требуется строительство новых энергоблоков. Объем инвестиций в такой проект может составлять 1,5 млрд. долл. на один энергоблок. Такие планы уже рассматриваются нашими компаниями.

В тему

Согласно пресс-релизу, распространенному группой СКМ, с 24 декабря 2013 года Юрий Рыженков будет назначен генеральным директором ООО «Метинвест Холдинг» (ранее он занимал пост исполнительного директора ООО «ДТЭК», энергетического отраслевого холдинга Группы СКМ).

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ, газета "Жизнь" от 18.12.2013 г.