Пресс-центрНовостиВ Донецком облсовете обсудили вопросы теории ...
Новости

28.06.2024, 09:35

Система NADS для цілей реалізації регіональної політики ЄС

Другие новости

28.06.2024, 09:30

Можливості міжрегіонального співробітництва за Програмою ЄС «Interreg Europe»

28.06.2024, 09:25

Що до робочої групи УАРОР з питань напрацювання пропозицій щодо повноважень районних рад.

17.06.2024, 08:40

УВАГА!

02.05.2024, 11:20

Засідання ради управління людськими ресурсами при НАДС

В Донецком облсовете обсудили вопросы теории и практики городского управления

31 октября 2013 года, 12:20

Сегодня, 31 октября, в ходе  Международной научно-практической конференции, которая прошла в Донецком областном совете, обсуждались актуальные вопросы теории и практики городского управления.

 

Участники конференции в своих выступлениях делали акцент на экономико-правовой составляющей данной проблематики.

 IMG_9788.jpg

В мероприятии принимали участие народный депутат Украины Александр Бобков, председатели постоянных комиссий областного совета Николай Загоруйко и Александр Поважный, депутаты областного и Донецкого городского советов, представители науки и общественности.

 

В адрес участников конференции поступило приветствие спикера Верховной Рады Украины Владимира Рыбака, которое зачитал директор института экономико-правовых исследований НАН Украины, член-корреспондент НАПрН Украины Владимир Устименко.

 IMG_9795.jpg

«Конференция призвана выработать конкретные предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы в области местного самоуправления, распределения полномочий  по вертикали город-государство, а также усовершенствование градообразующего комплекса, от деятельности которого зависит повышение качества жизни его населения», - говорится в обращении В.Рыбака.

 

С докладом о «Перспективах создания надлежащих материальных, финансовых и организационных условий для осуществления городского управления», который подготовил председатель областного совета Андрей Федорук, по причине его рабочей поездки в Страсбург, присутствующих ознакомил председатель постоянной комиссии по вопросам АТУ и регионального развития Николай Загоруйко.

 

Для справки:

 

Приводим текст выступления по теме: «Перспективы создания надлежащих материальных, финансовых и организационных условий для осуществления городского управления».

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед государством, является утверждение демократических основ жизни общества в Украине с целью обеспечения эффективного и стабильного функционирования всех государственных и общественных институтов внутри страны - прежде всего, органов государственной власти и местного самоуправления. Вопросы, касающиеся определения дальнейших перспектив реформирования системы местного самоуправления, в настоящее время активно обсуждаются как на уровне Конституционной Ассамблеи, так и в ходе работы областных советов и местных государственных администраций.

В мае текущего года на заседании Донецкого регионального совета по вопросам взаимодействия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления состоялось обсуждение проекта Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, подготовленной по инициативе Президента Украины В.Ф. Януковича Вместе с тем, следует отметить, что на пути дальнейшего утверждения демократических начал в деятельности органов местного самоуправления на сегодняшний день существует еще немало серьезных препятствий, которые не нашли своего отражения в обоснованиях необходимости внесения реформаторских изменений в этой сфере.

Как показывает практика организации финансовых отношений между государством и органами местного самоуправления, поддержка деятельности последних сводится к созданию такой доходной базы, которая была бы достаточной для обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей. На этом непосредственно акцентировано внимание в ч. 1 ст. 62 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. Далее, в этой же правовой норме отмечается, что для достижения установленного минимума за _ местными бюджетами закрепляются соответствующие общегосударственные налоги и сборы. В случае превышения поступлений от них государство изымает излишки в государственный бюджет.

При таком подходе значительно подавляется активность территориальных громад и органов местного самоуправления, заинтересованных в том, чтобы на территории населенного пункта увеличивалось количество рабочих мест или эффективно работающих субъектов хозяйствования. Ведь налог на доходы физических лиц отнесен к числу тех налогов, которые закрепляются за местными бюджетами, о чем указано в п. 1 ч. 1 ст. 64 Бюджетного кодекса Украины. В связи с этим, следует обратить внимание на проблему неравномерного перераспределения финансовых ресурсов среди городов и регионов Украины, а также на существование пагубной практики изъятия значительной части доходов экономически активных городов и других административно-территориальных единиц. Указанные средства направляются в бюджеты территориальных громад, распорядители которых при этом искусственно (а возможно, даже намеренно) не принимают мер к оживлению хозяйственной деятельности на подведомственной им территории.

В определенной степени состояние «реципиента» и «донора» финансовых ресурсов может быть обусловлено объективными факторами экономического, природного, техногенного и иного характера. Тем не менее, данные проблемы и поиск перспектив их решения постоянно пребывают в центре особого внимания не только органов власти, но и научных учреждений и их региональных центров, действующих в Донецкой области. Заслуживает положительной оценки и принципиальная позиция руководства Института   экономико-правовых   исследований:   его   ученые   принимают

активное участие в работе Научно-методического совета при Донецком городском совете и Научного совета по экономико-правовым проблемам развития городов Украины отделения экономики НАН Украины. Так, сотрудниками ИЭПИ был обоснован ряд конструктивных предложений к проекту Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, и в дальнейшем данные разработки, при условии внедрения их в практику, помогут создать действенные механизмы повышения экономической результативности от выполнения органами местного самоуправления как собственных, так и делегированных им полномочий. Предложенная схема распределения налога на доходы физических лиц к уровню территориальной общины и населенного пункта является пропорциональной и предусматривает зачисление в местные бюджеты одинаковой суммы - 50% от налога, который собирается на территории населенного пункта. В таком случае появляется непосредственная заинтересованность территориальных общин в значительном увеличении количества рабочих мест и повышении уровня заработной платы работников предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Существенно пополнить местные бюджеты может и налог на прибыль субъектов хозяйствования. Указанный налог во многих зарубежных правовых системах отнесен, наряду с налогом с доходов физических лиц, к числу «общих» налогов. При этом «общий» характер обусловлен их расщеплением между соответствующими территориальными уровнями. В этом контексте показательным, с точки зрения оценки возможностей внедрения в отечественную практику, является развитая система налогообложения в Германии. В частности, налог на прибыль предприятий в Германии распределяется в следующих пропорциях: 42,5% - федерации и землям и 15%о - общинам. Учитывая немецкий опыт построения налоговой системы в стране и алгоритм распределения финансовых средств, предлагается     внести     соответствующие    дополнения     в    действующее

 

законодательство. Остальные средства, остающиеся после распределения налоговых поступлений за счет доходов физических лиц и прибыли субъектов хозяйствования, предлагается распределять в равных пропорциях между бюджетом области и государства.

Поступления, в том числе от этих налогов, составят финансовую основу
для предоставления дотаций (субвенций) в местные бюджеты. Это, в свою
очередь, будет способствовать созданию надлежащих материальных,
финансовых и организационных условий для осуществления городского
управления. Внедрение такой практики распределения налоговых
поступлений, безусловно, позволит оценить очевидное преимущество
применения         единой       сбалансированной       модели       организации взаимоотношений между центром, регионами и городами.

Помимо проблемы несбалансированного распределения налоговых поступлений на региональном и базовом (село, поселок, город) уровне, следует обратить внимание на наличие ряда других факторов, которые негативно сказываются на состоянии укрепления материально-финансовой основы органов местного самоуправления. В последнее время вызывает озабоченность ситуация, сложившаяся в результате действий подразделений Государственной казначейской службы Украины относительно средств местных бюджетов. Во многих регионах страны, в том числе в Донецкой области, ее центре и некоторых городах районного значения, приобрели систематический характер действия, совершаемые руководителями или другими ответственными должностными лицами соответствующих структурных подразделений органов Государственной казначейской службы Украины по неоплате средств местных бюджетов, а следовательно - их использование без согласия органов местного самоуправления. Последствия таких действий негативно сказываются на работе органов местного самоуправления, которые лишаются возможности обеспечить своевременное финансирование многих социально ориентированных программ и расходов на  содержание  социально  незащищенных  слоев  населения,   а также  на

функционирование жилищно-коммунального хозяйства и многочисленных бюджетных учреждений. Низкий уровень самостоятельности органов местного самоуправления при распоряжении средствами местных бюджетов, в свою очередь, обусловлен исключительно казначейским методом обслуживания бюджетных средств.

При этом какие-либо правовые рычаги влияния на деятельность органов Государственной казначейской службы Украины и их руководителей с целью обеспечения своевременного обслуживания местных бюджетов практически отсутствуют. Вследствие этого имеют место многочисленные факты превышения, а в отдельных случаях - злоупотребления предоставленными им полномочиями в сфере обслуживания местных бюджетов. Таким образом, очевидной является необходимость принятия мер к урегулированию отношений между органами местного самоуправления и подразделениями Государственной казначейской службы Украины. Такими мерами может стать внесение дополнений в действующее законодательство в части установления юридической ответственности руководителей органов и подразделений Государственной казначейской службы Украины за использование средств местных бюджетов без согласия органов местного самоуправления.

Я уверен, что цель, поставленная перед участниками конференции, будет успешно достигнута. Желаю всем плодотворной работы, конструктивного и полезного обмена мнениями.

Пресс-служба