Прес-центрНовиниНиколай Загоруйко: «Мир и на Востоке, и на З...
Новини

04.07.2024, 18:50

4 липня 2024 року на онлайн-платформі ZOOM відбулася робоча нарада з керівництвом УАРОР

Інші новини

28.06.2024, 09:35

Система NADS для цілей реалізації регіональної політики ЄС

28.06.2024, 09:30

Можливості міжрегіонального співробітництва за Програмою ЄС «Interreg Europe»

28.06.2024, 09:25

Що до робочої групи УАРОР з питань напрацювання пропозицій щодо повноважень районних рад.

17.06.2024, 08:40

УВАГА!

Николай Загоруйко: «Мир и на Востоке, и на Западе развивается по одним и тем же законам»

18 травня 2013 року, 08:35

На сегодняшний день повсеместно очень активно обсуждается проект концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине. Все понимают, что время реформ пришло. Однако не все понимают, что и как необходимо делать, чтобы все изменения в результате увенчались успехом.

В Донецком областном совете вопросы, связанные с реформированием местного самоуправления, на повестке дня уже не первый день. Взяв за основу  принцип, что лучше учиться на чужих ошибках, представители местного самоуправления Донетчины активно сотрудничают в плане перенимания опыта с заграничными коллегами, в частности с Польшей.

Исполнительный директор Ассоциации органов местного самоуправления Донецкой области, председатель постоянной комиссии облсовета по вопросам административно-территориального устройства и регионального развития Николай Загоруйко рассказал корреспонденту «Вестей» о том, каких результатов в понимании эффективного реформирования местного самоуправления удалось добиться за первое полугодие 2013 года.

 

— Николай Николаевич, в последнее время Донецкая область на официальном уровне очень плотно сотрудничает с представителями Польши…

— Совершенно верно. Активно мы работаем с польской стороной уже более двух лет. За это время наши делегации посещали Люблинское, Великопольское воеводства, с ответным визитом к нам приезжали и польские представители. Для Украины Польша интересна прежде всего тем, что она интегрирована в Европейский союз. Кроме того, поляки могут поделиться с нами успешным опытом реформирования местного самоуправления в плане активизации территориальных громад. О продуктивности реализованных реформ свидетельствует и тот факт, что у поляков средняя заработная плата равна 1200 долларов, у нас же всего 340. Кроме того, в Польше уделяется огромное внимание развитию социальных программ. Вот хотя бы в городе Познани примерно 600 (по их меркам) бедных семей стоит в очереди на жилье. Из этой цифры 120 семей в год получают свои квартиры. Поэтому не стоит говорить о том, что у поляков совсем нет проблем. Нет, проблемы у всех одинаковы. Только в Польше они разрешаются успешней, нежели у нас.

— Скажите, какие проекты удалось реализовать Донецкому областному совету совместно с польской стороной?

— На сегодняшний день к завершению подходит наш совместный проект «Ноу-хау для Донецкой области — усиление административных структур и регионального развития в Украине». Отмечу, что данный проект, реализуемый совместно с польской стороной с января по май 2013 года, является уникальным, так как разрабатывался специально для Донецкой области.

На первом этапе такого сотрудничества польские специалисты по местному самоуправлению провели двухдневный семинар в Донецке. Затем из числа слушателей было выбрано 4 человека, которые стажировались уже в Польше. В Познани прошли обучение представители Красноармейского района, Горловки и Димитрово. Всё это было сделано для того, чтобы в дальнейшем наши специалисты смогли реализовать свои знания на практике в рамках своей территориальной громады при написании стратегий и проектов с целью привлечения средств различных международных фондов.

Кроме того, ещё одним итогом нашей совместной работы в ходе данного проекта стала подготовка и публикация «Польско-украинского словаря терминов, связанных с региональным развитием и местной администрацией». В этом глоссарии мы выработали общую, понятную для всех терминологию по данной проблематике, которая облегчит в будущем написание стратегий, бизнес-проектов и не допустит разночтений. Словарь будет издан тиражом 500 экземпляров на трёх языках: польском, украинском и русском. Затем глоссарий будет разослан по всей Украине во все территориальные громады.

— А кем финансировался данный проект?

— Проект «Ноу-хау для Донецкой области — усиление административных структур и регионального развития в Украине» был профинансирован итальянским комитетом. Общая сумма финансирования — 40 тысяч 339 евро. В целом в рамках стажировки польская сторона предоставила нам очень высокий уровень обучающих семинаров. Наши специалисты прошли тренинги, где основой уклон был сделан на обучение передовым технологиям в системе управления местных территориальных громад. Примечательно, что в процессе обучения польские эксперты первоначально выстраивают идеологию, обосновывая теоретическую часть. Затем же в процессе обмена опытом происходит адаптация их идеологических принципов непосредственно к определённым территориальным громадам. В результате всё это преобразовывается в отдельные проекты. В том числе для нас очень важен польский опыт написания стратегий для развития территорий.

— Расскажите более подробно о том, чем руководствуются при написании таких стратегий страны Европейского союза?

— При написании такого документа учитывается ряд приоритетов, которые каждое государство должно указать для своей территории на уровне Евросоюза. Все проекты ЕС имеют следующие приоритетные направления: комплексное развитие территорий, развитие рынка труда, усовершенствование технической инфраструктуры, поиск и реализация финансовых ресурсов, сохранение окружающей среды, пропаганду инвестиционной привлекательности, обучение и науку, а также культуру и традиции.

Замечу, что в Западной Европе повсеместно царит «суперплановая» экономика. В странах ЕС есть бюджетный период, на время которого пишутся стратегии. В процессе написания такого документа происходит коммуникация всех тех, кто её пишет, и тех, для кого она пишется. Далее коллективно формируется портфель проектов для территории, который затем отправляется на общее обсуждение. Всё это делается для того, чтобы, анализируя стратегию своей территориальной громады, каждый житель смог увидеть своё будущее по основным направлениям развития жизнедеятельности. Стоит обратить внимание и на то, что стратегия — это живой инструмент, и если при её написании что-то пропустили или есть внутренняя потребность изменений, то в стратегию несложно внести коррективы.

— То есть можно сказать, что в ЕС повсеместно приветствуется коллективное сотрудничество над различными проектами?

— Безусловно! И страны ЕС в этом направлении очень далеко продвинулись. Так, к примеру, власти города Познань в своё время поняли, что город не может обособленно существовать как самодостаточная, высокоэффективная территория, так как окружающие его территории также являются самостоятельными субъектами. В данной ситуации необходимо было найти консенсус, и такой выход из ситуации поляки нашли в виде интересного проекта агломерации, в результате чего Познань и еще 17 гмин объединились в метрополию.

— И что дало им такое объединение?

— В первую очередь массу колоссальных преимуществ, так как в метрополии все изменения в лучшую сторону могут реализоваться более масштабно. Отмечу, что основная идея такого объединения заключается в том, чтобы уровень жизни и в центре, и на окраине был одинаковым. Тем самым они создают условия для качественного предоставления всех услуг на всей обширной территории. Благодаря эффекту «масштаба» в метрополии все решается более экономически целесообразно и логистически правильно. На практике становится понятно, что при такой форме эффективность управления территориями поднимается на очень высокий уровень, так как учитываются все моменты жизнедеятельности этой территории и прилегающих к ней территориальных громад. Поэтому метрополия является современной формой существования для соседствующих территорий.

— По вашему мнению, насколько для Украины приемлема такая форма территориального сосуществования?

—  Прежде всего необходимо четко понимать, что в рамках агломерации и метрополии каждый не теряет свою самостоятельность, но часть своих полномочий делегирует более расширенной организации. Это всё тот же эффект масштаба, и он вполне может быть реализован и в Украине. Однако загвоздка в том, что многие элементы метрополии мы не можем внедрить полноценно, так как у нас отсутствует необходимая законодательная база. Но сейчас создание подобных метрополий для наших территорий — это больше политическое решение двух или трёх руководителей объединиться для улучшения жизни их территориальных громад. Ведь в результате такого взаимодействия они уже становятся заказчиками и контролёрами предоставляемых более качественных услуг населению.

— Николай Николаевич, конкретно в Донецкой области какие территории смогли бы объединиться в такие метрополии?

— Вариантов очень много. Главное — желание и понимание, ради чего должно происходить такое объединение. Так, к примеру, организованно по сбору мусора и его вывозу могли бы объединиться города Красногоровка, Марьинка и Петровский район города Донецка. Кроме того, Макеевка с Донецком смогли бы продуктивно работать в рамках метрополии по направлению развития транспорта, экологии, образования, зон отдыха, а также жилищно-коммунального хозяйства. В принципе, многие ранее урбанизированные территории Донецкой области сейчас смело могли бы стать успешными агломерациями.

Но повторюсь, что в данной ситуации необходимо хорошо понимать, что здесь не забираются полномочия, а руководители сами должны делегировать права при условии, что услуги, которые будет решено предоставлять в рамках метрополии сообща, будут значительно качественнее и дешевле, нежели это было на обособленных территориях.

— В странах ЕС принцип взаимодействия в рамках метрополии характерен только для Польши?

— Нет. Многие города стран ЕС выстраивают свое общежитие с существующими рядом территориями в виде метрополии. Те же поляки в свое время успешному опыту объединения учились в соседней Германии. Они прошли обучение на базе метрополии в городе Ганновере. Еще раз скажу, что в Западной Европе все понимают, что нет смысла жить изолированно друг от друга, у них есть даже старая поговорка на этот  счет, что «бедность объединяет»  — вроде как сообща все проблемы решаются проще.

— Скажите, а каких инициатив в плане развития местного самоуправления, успешно развивающихся в Европе, ещё не хватает на Украине?

— В нашей стране не так активно уделяют внимание развитию гражданского общества. На примере Польши мы видели, какое серьёзное внимание уделяется общеобразовательным программам среди жителей. Главная задача подобных проектов — найти талантливых, инициативных людей и дать им возможность самореализации. Суть таких инициатив заключается в том, что такие активные, креативные жители громады (которых может быть и 1-10% от всего населения) в принципе определяют уровень качества жизни всех остальных.  В этом плане у поляков существует определённая технология, как в человеке с задатками лидера воспитать толерантность, чтобы он не стал протестным электоратом, а мог использовать весь свой потенциал в положительном русле для развития территории, на которой он проживает.

В принципе, в странах ЕС функционирует множество идеологий устойчивого развития местных территориальных громад. Однако для нас всё это пока неприемлемо, так как у нас территориальные громады не являются возможным реализатором всех имеющихся потребностей. При этом у них есть определённые делегированные полномочия, которые не подкреплены достаточным финансированием. Снова-таки у польских коллег таких проблем нет. Так, на 2012 год только на мягкие инфраструктурные проекты ЕС выделило в пользу Польши более 1 млрд. евро.

— Можно ли сказать, что, несмотря на все инициативы, без достаточного финансирования нам вряд ли удастся повторить успешный опыт Польши?

— Мы в принципе не можем перенимать у Польши всё как под копирку. Конечно, есть чему учиться. Кроме того, видя какие-то их недостатки, мы в своей практике постараемся не повторить таких ошибок. Однако в любом случае мы медленно, но уверенно идём по своему пути развития, в котором без опыта соседей нам не обойтись.

Хотелось бы отметить, что на фоне нашего плодотворного регионального сотрудничества с польской стороной активно развивается взаимодействие и между первыми лицами государств. В этой связи 22 марта президент Украины Виктор Янукович находился с рабочим визитом в Польше, где во время переговоров с президентом Польши Брониславом Коморовским, в том числе обсуждались вопросы евроинтеграции Украины и сотрудничества в рамках Евросоюза. Затем состоялась ещё одна знаковая встреча президента Польши со спикером Верховной Рады Владимиром Рыбаком в ходе Межпарламентской ассамблеи, где также особое внимание было уделено теме совместного сотрудничества. То есть смело можно говорить о том, что Польша — это наш хороший стратегический партнер.

В Донецкой области за последнее время произошёл значительный прогресс в направлении взаимодействия с польской стороной, так как ранее мы, как восточная область, не так активно с ними сотрудничали, больше внимания уделяя взаимодействию с Россией. Это было наше упущение, которое мы сейчас активно исправляем. На сегодняшний день мы чётко понимаем, что и с Россией, и с Польшей нам необходимо развивать активное сотрудничество.

Ведь по большому счёту мир и на Востоке, и на Западе развивается по одним и тем же законам.

Беседовала Елена СУШИНСКАЯ, газета «Вести Донбасса» №19.

Пресс-служба