29 квітня 2013 року, 09:00 Одним из актуальных вопросов на сегодняшний день является вопрос усовершенствования системы местного самоуправления. Над данной проблемой работали много лет - практически все годы независимости. Было много вариантов и попыток что-то изменить. Это касается попыток проведения административной реформы в 1998-2000 годах, принятие новой редакции закона о местном самоуправлении в 2001-2003 годах, так называемого второго этапа конституционной и административно-территориальной реформ в 2004-2006 годах, подготовки нескольких вариантов Концепции реформирования системы местного самоуправления и исполнительной власти. Президент Украины Виктор Федорович Янукович системно подошел к решению этой сложной проблемы. Он последователен в своей позиции относительно проведения реформы местного самоуправления, говорил об этом, когда был в оппозиции, и продолжает развивать это направление сейчас. Принципы программы «Украина для людей», с которой Виктор Федорович победил на выборах 2010 года – эффективное государство, сильное самоуправление, развитое гражданское общество - легли в основу современной государственной политики, которую проводит Президент Украины. Рабочей группой, в которую вошли представители Администрации Президента, в частности руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Марина Ставнийчук, отечественные и европейские эксперты, практики местного самоуправления и государственного управления, представители органов местного самоуправления и их ассоциаций, рассмотрены существующие варианты Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, и на их основе подготовлен проект обновленной Концепции, который в настоящее время направлен на рассмотрение в ассоциации органов местного самоуправления, рассмотрен на заседании Совета регионов в марте текущего года. О том, какая работа в данном направлении проводится в Донецком областном совете, рассказал Андрей Федорук – председатель облсовета.
Вопрос: Принципиальная позиция Президента Украины – Концепция, в любом случае, не должна быть навязана сверху. Именно поэтому сейчас начинается предметное, масштабное ее обсуждение. Андрей Михайлович, включился ли Донецкий областной совет в эту работу? Андрей Федорук:
Не только областной совет, но и городские, районные советы Донецкой области проводят последовательную работу в этом направлении. С этой целью в мае прошлого года в областном совете создана рабочая группа по рассмотрению вопросов реформирования системы местного самоуправления и исполнительной власти на местах. В состав рабочей группы вошли депутаты областного совета, представители исполнительного аппарата областного совета, органов местного самоуправления Донецкой области, научных учреждений области. Рабочей группой рассматривались вопросы внесения изменений в Конституцию Украины в части местного самоуправления, реализации положений Закона Украины «Об органах самоорганизации населения» и подготовки предложений по его усовершенствованию, другие вопросы. Результаты проделанной работы были рассмотрены на выездном заседании правления Ассоциации органов местного самоуправления Донецкой области 17 мая 2012 года в г. Амвросиевка. Донецкий областной совет совместно с органами местного самоуправления Донецкой области принимает активное участие в рассмотрении законопроектов, которые связаны с реформированием системы местного самоуправления. Так, за последний год подготовлены и направлены в центральные органы исполнительной власти, Верховную Раду Украины, Всеукраинскую ассоциацию районных и областных советов, Государственный фонд содействия местному самоуправлению в Украине предложения к 15 законопроектам, в частности, к проектам Законов Украины: «О внесении изменений к Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине», «Об основах территориального устройства Украины», «О коммунальной собственности в Украине», «О службе в органах местного самоуправления», «Об органах самоорганизации населения», «Об административных услугах», «Об основах государственной региональной политики»; к проектам Концепций реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине. Донецким областным советом совместно с Донецким государственным университетом управления Министерства образования и науки Украины, Донецкой областной государственной администрацией второй год подряд проводится Международная научно-практическая конференция «Региональное развитие – основа построения украинского государства», в рамках которой обсуждались, в том числе направления реформирования системы местного самоуправления и исполнительной власти. В конференции от областного совета, кроме меня, приняли участие и выступили с докладами и информациями на пленарных и секционных заседаниях: Кравцов А.А., заместитель председателя областного совета; Генсицкий В.В., председатель постоянной комиссии по вопросам депутатской деятельности, законности и правопорядка; Донецкова С.А., управляющий делами исполнительного аппарата областного совета, Сколова Е.В., Лашко Л.М., Гончарова М.Ю. – начальники управлений исполнительного аппарата областного совета, в т.ч. обсуждались отдельные положения Концепции реформирования системы местного самоуправления и исполнительной власти, были предложены конкретные направления развития региональной политики и гражданского общества. Проект Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти, рассмотренный 21 марта текущего года на заседании консультативно-совещательного органа при Президенте Украины – Совете регионов, уже знаком представителям органов местного самоуправления Донецкой области, и в целом, они поддерживают Концепцию. Однако, есть и предложения: они касаются вопросов создания соответствующих материальных, финансовых и организационных условий для осуществления органами местного самоуправления собственных и делегированных полномочий; усовершенствования системы участия населения в принятии управленческих решений, содействия развитию демократического общества; установления механизмов государственного контроля за законностью решений органов местного самоуправления и качеством предоставления населению административных и социальных услуг; механизмов передачи полномочий государством органам местного самоуправления. Предложения по уточнению и дополнению Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине подготовлены областным советом с учетом мнения территориальных громад области и направлены в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины в марте этого года. Обсуждение Концепции продолжается. Во второй декаде мая текущего года планируется проведение Круглого стола на тему «Реформирование местного самоуправления и исполнительной власти – необходимое условие успешного развития регионов» с участием представителей органов местного самоуправления, научных учреждений, общественности, объявление о проведении которого будет размещено на официальном сайте областного совета
Вопрос: По поручению Премьер-министра Украины Николая Азарова Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины был разработан проект Закона Украины «О сотрудничестве территориальных громад», которым определяются организационно-правовые основы сотрудничества территориальных громад, принципы, формы, механизмы такого сотрудничества, его стимулирования, финансирования и контроля. Подавал ли свои предложения Донецкий областной совет к данному законопроекту? Андрей Федорук: Возможность сотрудничества территориальных громад закреплена Конституцией Украины и Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине». А вот разработка конкретных механизмов сотрудничества на принципах ресурсно-организационной кооперации очень актуальна. Донецким областным советом с учетом мнения органов местного самоуправления Донецкой области подготовлены замечания и предложения к указанному законопроекту и направлены в адрес Украинской ассоциации районных и областных советов и Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. В частности это касалось предложений относительно доработки понятийного аппарата: четкого определения понятий «сотрудничество территориальных громад», «совместные проекты сотрудничества», а также упрощения процедуры принятия решений органами местного самоуправления о сотрудничестве территориальных громад. В законе четко должно быть все прописано, чтобы не было разночтений, и было все понятно. Вопрос:
Был разработан проект закона Украины «Об объединении территориальных громад», что Вы можете сказать о данном законопроекте?
Андрей Федорук: Этот законопроект направлен, в первую очередь, на реформирование органов местного самоуправления сельского уровня, а также на устранение недостатков в административно - территориальном устройстве Украины в отношении населенных пунктов, присоединенных к городам областного значения, которые вместе с ними составляют единые территориальные громады, так называемые «матрешки». Вместе с тем, поддержав в целом идеологию законопроекта, нами были направлены предложения в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. Мы считаем, что процессу объединения громад должна предшествовать разработка и утверждение перспективного плана формирования громад, которая должна осуществляться специализированными организациями. Учитывая принцип добровольности объединения громад, нужно усилить раздел III законопроекта «Государственная поддержка объединения территориальных громад», предусмотрев в нем основные принципы предоставления государством финансовой поддержки объединенным территориальным громадам для улучшения инфраструктуры предоставления услуг и транспортной доступности.
Вопрос: Как может измениться налогообложение в регионах и их финансирование в соответствии с реформой? Какие налоги будут пополнять местные бюджеты, а какие будут отчисляться "к центру"?
Андрей Федорук:
Важно отметить, что ключевым принципом в этом вопросе Президент Украины считает централизацию бюджетной системы Украины путем передачи значительной части налогов в местные бюджеты. При этом важно понимать, что переход к децентрализации будет постепенным и тесно связанным с развитием экономических возможностей территорий. Концепция реформирования предусматривает, что финансовую основу осуществления органами местного самоуправления собственных полномочий составляют налоги и сборы, которые по своей природе связаны с соответствующей территорией, что является стимулирующим фактором для повышения активности территориальных громад. Поэтому в качестве первых шагов на пути к финансовой самодостаточности местного самоуправления является необходимость перераспределения доходных источников между бюджетами различных уровней. Например, зачисления в областные и районные бюджеты части налога на прибыль предприятий: 2 % - в областные бюджеты, 3 % - в районные. В свою очередь, Научно-методическим советом Донецкого городского совета при участии специалистов Института экономико-правовых исследований НАН Украины предлагается зачислять в местные бюджеты 50 % налога на доходы граждан и 20 % налога на прибыль субъектов хозяйствования, а оставшиеся после распределения средства в равных пропорциях распределять между областным и государственным бюджетами.
Работа предстоит огромная. Реализация Концепции рассчитана на два этапа. На первом, подготовительном этапе (2013-2015 г.г.), предусматривается: - принять законодательные акты по усовершенствованию механизмов участия граждан в принятии решений на местах, урегулированию вопросов проведения общих собраний жителей территориальных громад, созданию условий для реализации права территориальных громад на добровольное объединение с предоставлением государственной поддержки вновь созданным объединенным громадам; - унифицировать и стандартизировать административные и социальные услуги, которые предоставляются населению органами местного самоуправления и исполнительной власти; - создать рабочие группы по подготовке, популяризации и проведению реформы местного самоуправления в каждом регионе; - определить на законодательном уровне собственные полномочия, функции, права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления по предоставлению населения качественных административных и социальных услуг; - обеспечить комплексную подготовку должностных лиц привлеченных к проведению реформы на государственном и региональном уровнях. На втором этапе реформы (2015-2020 г.г.) предусматривается: - законодательное урегулирование системы административно-территориального устройства; - завершение формирования законодательной базы деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти на новой территориальной основе; - создание конституционной основы для создания исполнительных органов областных и районных советов, распределение полномочий между ними и соответствующими местными администрациями; - осуществление институциональной реорганизации органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти на новой территориальной основе с перераспределением полномочий. - проведение местных выборов с учетом реформированной системы местного самоуправления.
Пресс-служба |