Прес-центрНовиниЗа сотрудничество власти с громадой...
Новини

28.06.2024, 09:35

Система NADS для цілей реалізації регіональної політики ЄС

Інші новини

28.06.2024, 09:30

Можливості міжрегіонального співробітництва за Програмою ЄС «Interreg Europe»

28.06.2024, 09:25

Що до робочої групи УАРОР з питань напрацювання пропозицій щодо повноважень районних рад.

17.06.2024, 08:40

УВАГА!

02.05.2024, 11:20

Засідання ради управління людськими ресурсами при НАДС

За сотрудничество власти с громадой

10 січня 2013 року, 14:50

«Местное развитие, ориентированное на громаду» (МРГ)— это всеукраинский проект, который внедряется на территории Украины при поддержке Европейского союза и программы развития ООН с целью создать благоприятную среду для постоянного социально-экономического развития на местном уровне путем самоорганизации и социальной активизации громад, разработки и внедрения небольших по объему общественных инициатив во всех областях Украины. В июне 2011 года был начат второй этап проекта, который продлится до 2015 года. А в конце 2012 года в Донецком областном совете были подведены промежуточные итоги работы по данному направлению в регионе. Что удалось сделать при консолидации местной власти, громады и при международной поддержке, читайте далее в материале «Вестей».

 

Успешная фаза

25 декабря 2012 года председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук провел заседание координационного совета по реализации проекта ЕС/ПРООН «Местное развитие, ориентированное на громаду, фаза II» в Донецкой области.

В начале заседания глава облсовета проинформировал присутствующих о реализации данного проекта на территории Донецкой области. «Основная цель проекта состоит в содействии устойчивому социально-экономическому развитию на местном уровне путем поддержки инициатив, направленном на развитие громад по всей территории Украины. В Донецкой области проект работает с 2009 года. В течение первой фазы проекта удалось расширить подход к местному развитию, ориентированному на громаду, на территории 8 пилотных сельских районов. Так, с 2009 по 2011 годы реализацией проектов было охвачено 40 сельских и поселковых советов. Это содействовало укреплению управления на основе участия громады, обеспечило им поддержку и способствовало налаживанию сотрудничества между громадами и властью. За  два года громады реализовали 51 проект на общую сумму 7,5 млн. грн., из которых взнос проекта составил 3,5 млн. грн. Вторая фаза проекта началась 7 июня 2011 года и продолжится до 2015 года. На основе результатов деятельности в первой фазе и проведенного конкурсного отбора сейчас с проектом сотрудничает 10 районов — Амвросиевский, Артемовский, Великоновоселковский, Володарский, Краснолиманский, Красноармейский, Марьинский, Новоазовский, Першотравневый, Старобешевский. А также один репликационный район — Константиновский, города районного значения в рамках специального пилота для Донецкой области — Юнокомунаровск и Углегорск», — сказал  А.Федорук, докладывая о ходе реализации проекта ЕС/ПРООН.

Кроме того, глава облсовета акцентировал внимание на том, что проект помогает громадам Донетчины в решении самых актуальных проблем местного развития — это  охрана здоровья и окружающей среды, энергосбережение, уличное освещение экономичного типа, водоснабжение. «Сейчас в разной степени реализации находятся 49 проектов громад. Их прогнозируемая общая сумма — 6,8 млн. грн., из которых взнос проекта составит 3,1 млн. грн. — отметил А. Федорук и внес предложение: — В первом полугодии 2013 года на заседании координационного совета заслушать информацию территориальных громад о ходе реализации микропроектов».

Внедрение положительного

Далее на совещании с докладом о результатах внедрения проекта ЕС/ПРООН «Местное развитие, ориентированное на громаду, фаза II» в Донецкой области на 2012 год и перспективах на 2013 выступила координатор Донецкого ОПВ проекта ЕС/ПРООН «Местное развитие, ориентированное на громаду, фаза 2» Людмила Шинкаренко.

По ее словам, помимо основных приоритетных направлений, действующих по обычной схеме (где часть ПРООН составляет 50%, но не более $10 тыс.), в 2012 году направления работы по микропроектам распределились следующим образом. Микропроекты по 4 приоритетным направлениям в категориях «Воссоздание опыта МРГ», «Репликация», где часть ПРООН составила 20% (не более $2600). По такой схеме работает Костантиновский район и 4 громады уже реализовали микропроекты, а еще 4 начинают работу в проекте. Третьим направлением являются микропроекты в сфере инновации с использованием альтернативных источников энергии. Здесь часть ПРООН равна 70%, а это не более $20 тыс. По этому направлению начали подготовительную работу 3 громады Артемовского, Константиновского и Красноармейского районов, еще 3 громады находятся в резерве.

По типологии лидируют проекты энергосбережения. На втором месте — сфера здравоохранения. А третье место между собой разделили проекты, затрагивающие проблемы окружающей среды и водоснабжения. Кроме того, для реализации микропроектов удалось привлечь средства частного сектора и общественных громад. Также стоит добавить, что ресурсные центры развития громад Артемовского и Константиновского районов получили поддержку в виде техники на сумму $1000 каждый.

Что же касается перспективы на 2013-2014 годы, то Л. Шинкаренко обозначила их следующим образом. Запланировано усилить энергоэффективность, внедрив все 6 проектов по инновационным технологиям. При этом возможный вклад в каждый проект ПРООН составит до $20 тыс., а это до 70%. Плюс 5% от громады и 25% от местного бюджета. По данному направлению микропроекты пока лучше всех разрабатывает громада Красноармейского района.

На втором месте среди планов значится экономическое развитие сельских территорий, что включает в себя поддержку создания и функционирования многофункциональных сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, для повышения уровня занятости и дохода домохозяйств. Финансово общее внедрение экономических микропроектов распределяется так: от громады — до 15%; местный бюджет — 15% (ожидается), от проекта — 70% ($25000). По данному компоненту уже поданы микропроекты в Артемовском и Константиновском районах. «По оптимистичным прогнозам запланировано уже весной объединение граждан в кооперативы для ведения общей деятельности», — добавила Л. Шинкаренко.

По воссозданию методологи для мотивирования местных партнеров планируется перенять методологию МРГ. Это включает в себя перестройку возможностей районов (человеческие ресурсы, ресурсные центры, пособие), социально-экономическую программу и бюджет. Общее внедрение экономических микропроектов составит от громады — до 5%; местный бюджет — 75%, МРГ — 20% (эквивалент $2600). На заседании было отмечено, что  Константиновский район продолжит внедрение еще 4 проектов по данному компоненту.

Кроме того, координатор Донецкого ОПВ проекта ЕС/ПРООН «Местное развитие, ориентированное на громаду, фаза 2» Л. Шинкаренко представила список основных видов деятельности МРГ на 2013 год. «Внедрение инфраструктурных микропроектов, внедрение компонента по энергоэффективности, внедрение компонента экономического развития сельских территорий, внедрение компонента воссоздания методологии МРГ будут продолжены. Также запланировано проведение тренингов для активистов ОГ, представителей местной власти, а также партнерских университетов. Кроме того, будет создан веб-портал Ресурсного центра устойчивого местного развития и будет предоставляться поддержка внедрения к учебным программам методологии и опыта МРГ. Продлится документирование и распространение опыта», — подытожила Л. Шинкаренко.

Лучшие практики

В завершении заседания со своими докладами «О примерах лучших практик работы в Красноармейском и Константиновском районах» поочередно выступили начальник управления экономики Красноармейской РГА Наталья Шестакова и начальник отдела мониторинга реализации инвестиционных проектов и бюджетных программ исполнительного аппарата Константиновского районного совета Наталья Осипенко.

«Всего в Красноармейском районе реализовано 14 микропроектов на общую сумму 2 млн. 163 тыс. грн., из них 5 микропроектов на 800 тыс. грн. — это проекты МРГ2. По финансированию 50% (400 тыс. грн.) — это средства ЕС/ПРООН, 45% (360 тыс. грн.) — средства районного бюджета. И средства громады составили 5% в сумме 40 тыс. грн. Четыре громады нашего района — Новоалександровская,  Новоелизаветовская, Гришинская и Красненская — включились в реализацию микропроектов в сфере энергосбережения в рамках проекта МРГ2», — отметила Н. Шестакова.

Среди успешно реализованых в Красноармейском районе следует выделить следующие проекты:

— энергосберегающие мероприятия в Красненском детском учебном заведении «Солнышко»: замена окон и дверей на металлопластиковые;

— улучшение медицинских услуг в Гришинской амбулатории общей практики семейной медицины: замена окон и дверей на металлопластиковые;

— энергосберегающие мероприятия в Новоелизаветовской ООШ 1-3 ступеней: выполнение работ по капитальному ремонту кровли;

— энергосберегающие мероприятия в Новоалександровской ООШ 1-3 ступеней: замена окон на металлопластиковые.

Кроме того, в кратчайшие сроки (с июля по август 2012 года) удалось реализовать проект по улучшению медицинских услуг в Срибненской амбулатории общей практики семейной медицины КЗОЗ, где был сделан капитальный ремонт здания, включивший в себя замену дверей, полов и отопления.

«Хотелось бы отметить, что с 2009 года у  нас ведет свою деятельность форум местного развития, в состав которого вошли руководители общественных организаций, председатели советов, специалисты райгосадминистрации. Большое внимание на заседаниях форума уделяется направлениям развития громад, обсуждаются достигнутые результаты и планы на будущее. Также в 2010 году начал свою деятельность ресурсный центр, его работа направлена на сотрудничество в плане оказания любой помощи в реализации проектов. То есть на всех стадиях реализации проектов наши громады получают квалифицированную помощь», — резюмировала Н. Шестакова.

Последней с докладом об  успешной практике реализации общественных инициатив совместно с проектом ЕС/ПРООН « Местное развитие, ориентированное на громаду» в Константиновском районе выступила начальник отдела мониторинга реализации инвестиционных проектов и бюджетных программ исполнительного аппарата Константиновского районного совета Наталья Осипенко.

«После сотрудничества с проектом ЕС/ ПРООН в районе появились новые инструменты, направленные на развитие и идентификацию гражданского общества. В исполнительном аппарате районного совета создан ресурсный центр громад, задача которого — донести до жителей информацию о всевозможных конкурсах и грантах, предоставить методическую помощь  организациям и инициативным группам, деятельность которых направлена на социальное, культурное, экологическое развитие. Также при райгосадминистрации создан  форум местного развития, где на заседаниях у общественных организаций есть возможность обговаривать планы развития территорий, презентовать проекты и получать практическую, финансовую поддержку из районного бюджета. Немаловажной составляющей все так же является областной конкурс проектов местного развития. Создан коммуникационный ресурс. В районе появилось 10 новых общественных организаций, еще 4 находятся в разработке. Более того, расширился наш опыт проектного менеджмента и франдрайзинга», — так положительные результаты отметила Н. Осипенко и добавила, что в дальнейшем они намерены поддерживать сотрудничество с проектом ЕС/ПРООН.

В целом по Константиновскому району за 2012 год общественными организациями было реализовано ряд проектов в 4 сельских советах. Общественная организация Зарянского сельского совета «Зоряне відродження» осуществила «Энергосберегающие мероприятия в ДУЗ №15 «Малыш» п.Заря (замена окон на металлопластиковые и утепление пола). Общественная организация Александро-Калиновского сельского совета «Энеида» реализовала энергосберегающие мероприятия в детском саду «Рушничок» с.Яблуновка (замена окон на металлопластиковые). Подобный проект по замене окон на металлопластиковые в детском саду «Журавушка» подала и общественная организация Кондратовского сельского совета «Кондратовец». А общественная организация Тарасовского совета «Благодійність» реализовала проект «Улучшение медицинских услуг в ФАПе с.Тарасовка по текущему ремонту здания». Общий бюджет всех четырех проектов составил 283,6 тыс. грн., из них средства областного конкурса проектов местного развития составили 129 тыс. грн., районного и сельских бюджетов — 86 тыс. грн., жителей — 15,3 тыс. грн. и проекта ЕС/ПРООН — 53,3 тыс. грн.

Закрывая заседание, заместитель председателя областного совета Александр Кравцов отметил, что « в 2013 году областной совет продолжит  заслушивание лучших практик реализации микропроектов».

Вероника Медведева, газета "Вести Донбасса", 4.01.2013, № 1

пресс-служба